Top100

Студик.ру / Рефераты / Административное право /

Муниципальный социально-экономический мониторинг

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ВОЛОГОДСКИЙ НАУЧНО-КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЦЭМИ РАН

ОБЗОР научной литературы по теме «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Исполнитель: Аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН Э.О Прокофьева.

Вологда 2000 СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................................................................................2 Обзор научной литературы..............................................................................4 Заключение........................................................................................................22 Список использованной литературы...............................................................23

Введение

Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. В то же время перед муниципальными органами власти и управления стоят проблемы: - эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования; - объективной оценки происходящих в городе изменений; - прогнозирования развития социально-экономических процессов; - своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций. Решение этих проблем обеспечит организация в городе системы мониторинга социально-экономического развития В данном обзоре представлены несколько источников, в которых затрагивается данная проблематика. В рассмотренных работах авторы выделяют различные направления проведения мониторинга социально-экономического развития муниципального образования, рассматривают различные источники получения информации. Однако все авторы сходятся во мнении, что: 1) проведение мониторинга социально-экономического развития города является одной из функций муниципального управления, 2) его проведение необходимо для обеспечения нормального функционирования муниципальных органов власти, своевременного обнаружения негативных тенденций и снижение отрицательных последствий их действия; 3) информационной основой мониторинга должна служить не только статистическая информация, но и данные социологических исследований, 4) основными направлениями проведения мониторинга социально-экономического развития города являются мониторинг качества жизни населения, мониторинг вклада региона в решение межтерриториальных и федеральных проблем, мониторинг хода реформ на территории, мониторинг социально-экономического потенциала и эффективности его использования

1.Когут А.Е. Рохчин В.С. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. По мнению автора, слабая разработанность теоретических проблем рационального социально-экономического мониторинга, рекомендации, носящие фрагментарный характер, не доведенные до уровня практического использования, затрудняют проведение работ по созданию систем информационно-аналитической поддержки управленческих решений. В настоящее время решение проблемы рационального социально-экономического мониторинга находится в начальной стадии. Под мониторингом понимают систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной
обстановки, складывающейся на территории. Главная цель функционирования системы мониторинга, по мнению автора, состоит в обеспечении органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах экономики, о складывающейся социальной ситуации. Основными задачами являются: 1) организация наблюдения. Получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов; 2) оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания экономических процессов; 3) обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга; 4) разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации; 5) подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов управления и власти. Основные принципы организации мониторинга: 1) целенаправленность вся система рационального мониторинга должна быть ориентирована на решение конкретных управленческих задач; 2) системный подход рассмотрение региона как подсистемы более крупной общественной системы исследование связей его с другими территориальными звеньями; 3) комплексность мониторинг отдельных сфер и направлений развития региона должен осуществляться во взаимосвязи друг с другом; необходимо осуществлять последовательное решение всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений; 4) непрерывность в наблюдении за объектом; 5) периодичность снятия информации о происходящих изменениях; 6) сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени и другие. Структура мониторинга (или наиболее важные направления) включает: - мониторинг качества жизни населения, - мониторинг вклада региона в решение межтерриториальных и федеральных проблем, - мониторинг хода реформ на территории, - мониторинг социально-экономического потенциала и эффективности его использования. Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся в районе в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных. Информационной основой регионального социально-экономического мониторинга могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, учреждений, организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения, за обеспечением санитарно-эпидемологического благополучия и среды обитания человека, и т.п., данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.п. Мониторинг качества жизни населения включает в себя: 1) мониторинг здоровья. Индикаторами состояния здоровья населения являются средняя продолжительность жизни; смертность, в том числе детская и материнская; число новорожденных, нуждающихся в реабилитации. Мониторинг здоровья населения должен осуществляться совместно с экологическим мониторингом, мониторингом уровня медицинского обслуживания, нормальных условий жилья, питания, отдыха. Основные направления экологического мониторинга связаны с оценкой состояния поверхностных
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования