|
Размножение папоротников в оранжерейных условиях |
|
Министерство образования Российской Федерации
Уссурийский государственный педагогический институт
Черных Татьяна Анатольевна
Размножение папоротников в оранжерейных условиях
Дипломная работа
Научный руководитель:
к.б.н., доцент
В.Д. Фролов
Работа допущена к защите
________________________
Зав. кафедрой ботаники,
к.б.н., доцент
_____________ Прокопенко О.И.
Уссурийск, 2000
Оглавление
Введение ...........................................................................................................
Глава I. Общие представления о размножении растений............................
1.1. Вегетативное размножение......................................................
1.2. Собственно бесполое размножение......................................
1.3. Половое размножение...........................................................
Глава II. Материал и методика исследования..........................................
Глава III. Ботаническая характеристика объектов исследования..........
3.1. Общая характеристика отдела Папоротниковидные.....
3.2. Адиант венерин волос (Adiantum
capillus-veneris L.)........................................................................
3.3. Птерис критский (Pteris cretica L.)...................................
3.4. Асплениум луковиценосный (Asplenium bulbiferum
G. Forst.)......................................................................................
3.5. Листовик обыкновенный (Phyllitis
scolopendrum (L.) Newm.)...............................................................
3.6. Циртомиум серповидный (Cyrtomium falcatum (L.)
Presl.)..............................................................................................
3.7. Нефролепис возвышенный (Nephrolepis
exaltata Schott.)...............................................................................
3.8. Флебодиум золотистый (Phlebodium
aureum (L.) G. Smith).....................................................................
Глава IV. Размножение папоротников.......................................................
4.1. Вегетативное размножение папоротников.......................
4.2. Размножение папоротников спорами..............................
4. Цикл развития Циртомиума серповидного..........................
4.4. Использование полученных материалов в
курсе ботаники средней и высшей школы.................................
Выводы.........................................................................................................
Литература...................................................................................................
Введение
Актуальность темы. Роль растений в жизни человека и всех живых существ велика. Только зеленые растения способны преобразовывать энергию Солнца, поставляя тем самым для других организмов кислород и органические вещества. В результате деятельности растений воздух в городах очищается от газообразных примесей, сажи, пыли, выделяемых автотранспортом и промышленными предприятиями. Аналогичную роль выполняют и комнатные растения. Но, выращивая в своих квартирах цветы, человек преследует отнюдь не утилитарные цели. Зеленые растения украшают наше жилище, скрашивают тоскливую зимнюю пору, поднимают настроение, воспитывают доброту, любознательность, приучают к аккуратности.
Выращивание растений в закрытых помещениях уходит в глубокую древность. Вначале человек отдавал предпочтение
лекарственным, пряноароматическим, пищевым и другим хозяйственно ценным растениям. Позднее в квартирах появились декоративнолистные и декоративноцветущие растения. Существенно пополнился ассортимент оранжерейных растений благодаря крупным географическим открытиям. Первопроходцы привозили из экспедиций новые, до сего времени неизвестные диковинные растения. В результате в наших оранжереях и комнатах появились растения из тропиков и субтропиков Америки, Африки, Азии, Австралии. Популярность комнатных растений с каждым годом продолжает расти. На это указывает и большое количество литературы, издаваемой по данному вопросу. В последние годы вышли из печати книги Н.Г. Никонова (1978), Г.К. Тавлиновой (1982, 1996), Г.А. Агеевой и К.Г. Лавровой (1992), Н.В. Вороновой (1992), Д.Б. Кудревца (1993), Д.Г. Хессайона (1995), С.О. Герасимова и др. (1997) и многие другие.
Не последнее место среди комнатных растений занимают папоротники. Это очень многоликая и разнообразная группа высших растений. В настоящее время насчитывают более 12 000 видов папоротников. Около двух третей из них растут в тропиках, а оставшаяся треть населяет умеренные области земного шара (Рейвн и др., 1990). В оранжерейной культуре папоротники появились во второй половине XVIII в. и сразу привлекли внимание садоводов. В Англии особенно они были популярны в викторианские времена (XIX в.). В настоящее время самая крупная коллекция папоротникообразных (около 1 200 таксонов) собрана в ботанических садах Кью, в Англии (Catalogue..., 1984). В России лучшая оранжерейная коллекция папоротников находится в Ботаническом саду БИНа и насчитывает свыше 400 видов (Арнаутова, 1987). По утверждению Д.Г. Хессайона (1995), более двух тысяч видов папоротников пригодны для выращивания в закрытом грунте. Некоторые виды папоротников (Птерис критский, Нефролепис возвышенный, Циртомиум серповидный, Флебодиум золотистый, Адиантум венерин волос, Платицерум и другие) можно с успехом выращивать в условиях гидрокультуры (Khle, 1980).
В жизни человека комнатные растения находят широкое применение. Некоторые из них используются в медицине при лечении заболеваний (Гаммерман и др.. 1963; Машковский, 1977; Муравьева, 1983; Пастушенков и др., 1990; Шретер, 1992), в косметике (Пашина, 1993), в ветеринарии (Рабинович, 1987). В качестве пищевых растений в оранжерейных условиях выращивают отдельные сорта томата, перца, огурца, баклажана (Хессайон, 1995). Но, все же, основная роль, отводимая растениям это украшение наших квартир.
Комнатные растения, и, в частности, папоротники, могут дать интересный материал для учителя биологии. Целый ряд интересных опытов с комнатными растениями, которые можно провести в школе, изложены в книге Н.М. Верзилина (1954). На примере ряда папоротников (Асплениум, Нефролепис, Флебодиум и др.) ученики могут познакомиться с различными формами вегетативного размножения. Размножение и выращивание папоротников из спор предоставляет для учителя хорошую возможность познакомить учащихся с одним из основных явлений в растительном мире чередованием спорофита и гаметофита в цикле развития растений. Здесь учитель может показать особенности анатомического и морфологического строения гаметофита папоротников, познакомить со строением гаметангиев антеридиев и архегониев. Представители трех семейств папоротников (Марсилеевые, Сальвиниевые, Азолловые) освоили водную среду и являются прекрасными аквариумными растениями (Комнатный аквариум..., 1964; Жданов, 1973; Махлин, 1976, 1990; Золотницкий, 1993;
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|
, ,
|
|