|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
____________
____________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ИСТОРИЯ МАСОНСТВА:
ПОПЫТКА ДЕМИФОЛОГИЗАЦИИ
Выполнила:
Студентка гр. 250 МК
Лудзиш Л.А.
Научный руководитель:
Гурьева И.Ю.
Рецензент:
___________________
Томск 2000
Оглавление
Введение 3
1. Античное наследие масонства 5
1.1. Источники вдохновения масонства. 5
1.2. Внешняя сторона Ордена 8
1.3. Внутренняя сторона Ордена. 12
2. Масонство на Западе 22
2.1. Английское оперативное масонство. 22
1.2. Французское масонство 30
1.3. Итальянская ложа. 36
3. Масонство в России 39
3.1. Русское масонство XVIII века. 39
3.2. Первоначальный период (1731-1762 гг.) 40
3.3. Второй период (176201781 гг.): первая половина \царствования императрицы Екатерины II (масонство нравоучительное) 44
3.4. Третий период (1781-1792 гг.): поиски высших степеней и победа розенкрейцерства (научное масонство). 48
3.5. Масонство ХХ века 57
Заключение 67
Литература 71
Приложения 72
Введение
В настоящее время масонство является темой довольно широкого и чаще всего эмоционального обсуждения.
Особенно в последнее время к этому вопросу возрос общественный интерес. Это объясняется тем фактом, что масонство как тайная организация, противоречащая своим учением всему социалистическому, была длительное время запрещена в России, да и не только в нашей стране, но и в большинстве социалистических стран запада. Возросший интерес к проблеме масонства объясняется также фактом "социальной психологии" или интересом общества ко всему таинственному, находящемуся за рамками традиционного рационалистического мировидения (ума).
Чтобы удовлетворить читательское любопытство, а зачастую следовать моде, в последнее время появляется огромное количество литературы касающейся темы масонства начиная от бульварной, рассчитанной на широкую публику, которая зачастую предпочитает ложную информацию, и кончая более менее научными трудами, которые также в свою очередь могут быть подвергнуты критике, рассматриваться критически.
Так например, по свидетельству Н. Берберовой с 30-х годов в Советском Союзе на протяжении полувека практически не появлялось публикаций о масонстве, даже об иностранном, не говоря уже о русском. Только в 70-х годах на неподготовленного читателя хлынула волна публикаций самого разного толка и качества. Если на Западе тайные общества самых разнообразных типов давно стали неотъемлемым атрибутом политической жизни, то для российского читателя 70-8-х годов масонская тема стала самым настоящим откровением. Сама возможность существования тайных казалась советскому человеку крамолой. И в наше время сохранившиеся немногочисленные дореволюционные публикации, посвященные масонству, в большинстве своем представляют факты сомнительные. Отсюда, почти все авторы, пишущие о масонстве, как прошлых лет, так и XX века вынуждены в качестве опорных перебирать одни и те же источники, домысливая свое и догадываясь обо всем остальном.
Принимая во внимание тот факт, что масонство и в наше время представляет собой "вопрос запутанный", я бы хотела рассмотреть масонство с объективной стороны, интерпретируя труды известных авторов, исследователей масонства М. Марамарко, Н. Берберовой, М. Холла, Маки, Уорд и многих других. Моя цель: систематически рассмотреть фактическую историю масонской организации, их образование, деятельность, поставленные задачи. На мой взгляд, это должно способствовать
демифологизации истории масонства.
В своей работе я бы хотела осветить масонство, как с внешней, так и с внутренней стороны. Внешняя сторона затрагивает историческое развитие Ордена, масонские ритуалы, ее символику. Что касается внутренней стороны, то она стремится проникнуть в глубины масонского учения, дать ее философскую и символическую интерпретацию, раскрыть духовный смысл масонства, его связь с культурными традициями разных религий и эзотерических учений.
Интерес к масонству в моей работе прослеживается и в плане социальной психологии, другими словами я постараюсь изучить то, как люди относятся к масонству, какие цели, интересы влекут их вступить в масонскую организацию. Вместе с тем я постараюсь осветить темную сторону масонского Ордена, связанную со всеми скандальными происшествиями в истории человечества, то, как повлияло масонство на исход революций. Опираясь на источники вышеперечисленных авторов, я бы хотела рассмотреть масонство западное и масонство отечественное, выявить общие черты, найти их различие.
Структура моей работы такова: работа состоит из трех глав. Первая глава рассматривает духовные истоки масонства, которые заключаются в античном наследии.
1. Античное наследие масонства
1.1. Источники вдохновения масонства.
В этой главе мы попытаемся воспроизвести реальную историю возникновения масонства. Постольку поскольку заданы целью раскрыть миф о масонстве. Это сложная задача, т.к. изначально масонство окружено густым туманом легенд. Они бывают двоякого рода: легенды о масонах и масонстве, возникшие в среде "непосвященных" и легенды масонские, которые выполняют нравоучительную, воспитательную роль в масонской организации. Обращение к истокам возникновения масонства поможет нам уяснить, каковы были идейно-этические корни этой организации, побудительные мотивы ее возникновения и дальнейшего развития.
Следует отметить, что на самом деле достоверных сведений о возникновении масонства крайне мало, да и то, что существует в поле зрения представляет собой полную неразбериху. Поэтому многие исследователи масонства, в частности А. Маки, попытались систематизировать все имеющиеся материалы, что приобрело следующую форму. Происхождение масонства стало сводиться к следующим истокам:
1. Патриархальная религия.
2. Древние языческие мистерии.
3. Храм царя Соломона.
4. Крестоносцы.
5. Рыцари-тамплиеры.
6. Римские корпорации ремесленников.
7. Оперативное масонство.
8. Розенкрейцеры XVIII века.
9. Оливер Кромвель и успехи его политики.
10. Претенденты на реставрацию династии Стюартов на британском троне.
11. Сэр Кристофер Рен.
12. Др. Дезагюлье и его сподвижники в 1717 году.
Однако некоторые исследователи масонства ищут корни родословного древа в языческих мистериях, другие связывают их с деятельностью знаменитых личностей реальных и мифических.
Постараемся собрать воедино наиболее важные исторические моменты значимые для дальнейшего развития Ордена. Сравним масонскую версию и научное отношение к ней.
Масонство или "Орден свободных каменщиков" представляет себя мощным и плодотворным течением седой древности. Согласно масонским взглядам люди делятся на две противоположные категории: посвященных и профанов. Посвященные это лица, принятые, допущенные в орден, знающие его тайны, т.е. франкмасоны " вольные каменщики". Профаны это лица не принятые в орден, "неотесанные", не масоны, не посвященные. Предполагая такое деление, масонские авторы, а также сходные во взглядах с ним оккультисты ссылаются на тайны древнеегипетских жрецов,
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|