Top100
Globo Clicks - партнерские программы

Студик.ру / Рефераты / Гражданское право и процесс /

Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества.

План: 1. Введение. 2. Генезис понятия. 2.1. Попытки "развести" государство и гражданское общество. 2.1.1. Платон. 2.1.2. Аристотеля. 2.1.3. Никколо Макиавелли. 2.2. Примат гражданского общества перед государством Локка. 2.3. Разделение понятий "государство" и "гражданское общество" Гоббсом. 2.4. Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды людей друг с другом. 2.5. Общественный договор Руссо. Формулирование понятия. 2.6. Эммануил Кант. 2.7. Гражданское общество и государство как самостоятельные институты. 2.8. Марксизм и гражданское общество. 2.8.1. Карл Маркс. 2.8.2. А. Грамши. 2.9. Гражданское общество и анархизма. 2.10. Представлений о гражданском обществе 60-80-х годов. 2.11. Радикальная концепция Т. Пейна. 2.12. Алексис де Токвиль. 3. Современные представления о гражданском обществе. 4. Заключение. 5. Список литературы. Введение. Понятие "гражданское общество" одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод. В основе этих успехов развитие и активизация деятельности гражданского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успех приходит там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, то есть где развивается и совершенствуется гражданское общество. Генезис понятия. Считается, что понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и политическая наука: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически противоречивое единство "аполитичного" гражданского общества и созданной им самим политической организации общества, в том числе государства. Редкий крупный мыслитель, анализируя общественные процессы, не рассматривал или хотя бы не упоминал понятие "гражданское общество". В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более всесторонне, конкретно и достоверно. Соответственно понятие "гражданское общество", вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую многовариантность. Попытки "развести" государство и гражданское общество.

В числе первых мыслителей, "заметивших" гражданское общество как самостоятельную субстанцию, обычно называется древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.). Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, о главных добродетелях мудрости, мужестве и просветленном эмоциональном состоянии, об идеальном человеческом обществе, его жесточайшая, хотя и непоследовательная, критика государственной власти объективно приводят к мысли о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества. Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями и к идее полиса Аристотеля (koinoia politike - гражданское общество), societas civilis Цицерона и идеям естественного
права. Быть членом politike обозначало быть гражданином членом государства и , тем самым, обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. По Аристотелю (384-322 до н.э.) человек существо общественное, политическое, а государство естественный продукт развития общества политических граждан. Вместе с тем, Аристотель анализировал жизнь граждан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, где госвмешательство до определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не требовалось. Поэтому будет справедливым отметить в трудах Аристотеля определенное разделение государства и гражданского общества. Поныне актуальны рассуждения Аристотеля о роли собственности в гражданском обществе: кто обладает собственностью, тот обладает добродетелью. Многим нынешним митинговым радетелям за народ полезно помнить, что прежде чем что-либо распределять, необходимо это произвести. Никколо Макиавелли (1469-1527), отдавая дань времени, считал, что высшим проявлением человеческого духа является государство, а смыслом и счастьем жизни служение ему. Одновременно он полагал, что государь, имеющий возможность и право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть. Речь, таким образом, идет о сфере, отличной от подданнических функций человека, по существу о признаках гражданского общества. В работе "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия" Макиавелли пишет о стремлении государства обессилить и подорвать всякую деятельность общества, чтобы самому возвыситься. Здесь уже очевидно различение автором государства и гражданского общества, политической и гражданской сфер. Наиболее явственно различает Макиавелли государство и гражданское общество в рассуждениях о соотношении политики и нравственности. По Макиавелли, политическая власть и политическая деятельность безнравственны, ибо безнравственна сама природа политических отношений. Немало мыслей высказано им о таких негосударственных и неполитических сферах жизнедеятельности человеческого общества, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей, не попадающих под бесцеремонное вмешательство в жизнь людей. И здесь по существу речь идет о гражданском обществе. Так, Платон, Аристотель, Макиавелли как бы нащупали в сложном переплетении экономических, политических, социальных и духовных отношений государственно-организованного общества наличие гражданского общества. Они предприняли не всегда осознанные, но достаточно успешные попытки "развести" государство и гражданское общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное, то есть гражданское общество. Разделение понятий "государство" и "гражданское общество" Гоббсом.

Томас Гоббс (1588-1679) уже использует понятие "гражданское общество" в прямой постановке, хотя и непоследовательно: в одних случаях гражданское общество он как бы отождествляет с государством, в других разъединяет. С одной стороны, Гоббс утверждает, что государство не связано с гражданскими законами и правом. Оно как бы отделено от гражданского общества. "Вне государства владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество...", пишет Гоббс в своей работе "О гражданине". С другой стороны,
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования