Globo Clicks - партнерские программы
|
Технология подготовки аналитической информационной продукции в библиотеке |
|
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность проблемы:
С 1990 года в библиотечном деле произошли изменения, связанные с преобразованиями в нашей стране. Коснулись они и методической деятельности библиотеки. Изменились ее функции, появились новые направления деятельности: издательское, рекламное, экспертное и т.д. Организационно-управленческая функция стала менее значимой. Появились инновационая, внедренческая функции. Но как и раньше, одним из основных направлений методической деятельности осталась подготовка и издание аналитической методической продукции. В настоящее время аналитическая продукция издается библиотеками- методическими центрами всех уровней.
Проблемная ситуация:
Издание аналитической методической продукции сохраняет свою актуальность для библиотекарей- практиков. Ведь в аналитических методических пособиях раскрываются актуальные проблемы библиотечной практики и теории, освящаются пути их решения.
Усложнение библиотечного производства, активное внедрение электронно-вычислительной техники, частичная коммерциализация библиотечной деятельности со всей очевидностью потребовали рационализации и оценки эффективности всех направлений библиотечной практики.
Со всей очевидностью встала задача проектирования технологии подготовки аналитической продукции, нормирования технологических процессов и операций, подсчета трудоемкости и себестоимости подготовки аналитической продукции. Это является обязательным условием рационального распределения обязанностей между библиотечными работниками, обоснованного планирования сроков подготовки аналитической продукции, повышения качества и снижения себестоимости.
Разработанность темы в литературе:
Некоторые аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в специальной печати.
Широкое освещение в последнее время получила проблема сущности и перспектив развития методической деятельности. Эту проблему освещали ученые: АвраеваЮ.(1), Басов С.А.(13), Бачалдин Б.Н.(15,18), Ванеев А.Н.(23), Милевич Т.П.(57,58), Семенова Н.А.(82), Неклюдова В.В.(61), Суслова И.М.(98). Практики в своих статьях делают акцент на перспективных направлениях научно-методической деятельности (4, 9, 35, 36, 39, 41, 43, 50, 51, 52, 59, 79, 108-112). Также этим вопросам посвящены следующие работы ( 27, 42, 69, 74-76, 78).
Функциональному назначению научно-методической деятельности посвящено значительное число публикаций следующих авторов: Авраевой Ю(2), Акилиной М.И.(3), Басова С.А.(12), Бачалдина Б.Н.(14,16,17), Ванеева А.Н.(22), Высоцкой Е.К.(25,26), Кормишиной Г.М.(47), Матлиной С.Г.(53,54), Столярова Ю.Н.(96), Сусловой И.(97),а также практических работников (32, 33, 46, 104, 105,107).
В ряде работ уделяется внимание анализу ассортимента современной методической продукции: (7, 8, 20, 21, 31, 40, 44, 45, 70, 71,81, 82, 86-88, 91, 92, 106).
В дипломной работе были также использованы работы, посвященные аналитической информации: Альтшуллер М.С. (5), Васильев А.Г., Грицов В.К.(24), Гольдгамер Г.И.( 28,29), Гречихин А.А., Здоров И.Г.(30)и работы других авторов (19, 37, 38, 48, 60, 62, 80, 85, 102, 113).
Для проведения контент-анализа были использованы публикации по методике его проведения (34, 49, 83, 93, 95, 101).
В работе были использованы нормативные документы: нормы времени на работы выполняемые в библиотеках (55, 56, 63-68, 73, 77, 90, 94) и словари (6, 72, 113).
Объект исследования- аналитическая информационная продукция.
Предмет исследования- технологическое проектирование подготовки аналитической информационной
продукции.
Цель исследования- описать технологию подготовки аналитической информационной продукции на примере отдела прогнозирования и развития библиотечного дела.
Задачи исследования:
- выявление функций научно-методической деятельности;
- характеристика ассортимента современной методической продукции;
- характеристика современной методической продукции с позиций ее видовой классификации и жанровых особенностей;
- проектирование технологии подготовки аналитической справки;
- проектирование технологии подготовки ежегодного доклада о деятельности библиотек области;
- проектирование технологии подготовки сборника « Библиотечная жизнь Кузбасса».
База исследования: отдел прогнозирования и развития библиотечного дела Кемеровской ОНБ им. В.Д. Федорова
Практическая значимость работы видится в том, что полученные результаты работы могут быть использованы при планировании сроков подготовки аналитической продукции, при распределении обязанностей между сотрудниками, для контроля промежуточных результатов в процессе подготовки продукции, при оценке ее себестоимости.
Методы исследования:
Для наиболее обоснованного набора функций методической деятельности был использован контент-анализ. Для характеристики ассортимента методической продукции и с позиций ее видовой классификации и жанровых особенностей- метод анализа документальных источников.
При проектировании технологии подготовки аналитической продукции применялись метода технологического проектирования:
- метод операционно-технологического анализа;
- метод технологического моделирования;
- методы расчета трудоемкости и себестоимости.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована проблемная ситуация, определены цели и задачи, методы исследования.
Первая глава посвящена функциональному изучению научно-методической деятельности. Проанализирован ассортимент современной методической продукции, дана ее классификация.
Во второй главе представлена технология подготовки аналитической справки, ежегодного доклада и сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса» в виде технологических схем, оперограмм, таблиц нормирования технологии подготовки, трудоемкости и себестоимости.
В заключении работы представлены выводы исследования и намечены перспективы изучения проблемы. Список литературы содержит 113 наименований, работа содержит 7 приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современное состояние научно-методической деятельности характеризуется отсутствием разработанной технологии подготовки аналитических продуктов, реальных механизмов оценки ее трудоемкости.
В настоящей дипломной работе поиски решения проблемы осуществлялись в рамках конкретных задач, сформулированных во введении.
В ходе контент-анализа документальных источников удалось выявить наиболее обоснованный набор функций научно-методической деятельности. Среди них: организационно-управленческая, внедренческая, исследовательская, информационная, аналитическая, обучающая.
Охарактеризован ассортимент аналитической методической продукции по годам издания, издающим организациям, тематике и видам методических изданий. Оказалось, что методическую продукцию издают множество библиотек как федерального, так и регионального уровня. При этом количество издаваемых пособий резко уменьшилось. Изменилась и тематика, некоторые темы исчезли, но вместо них появились новые. Было также выявлено много видов методической продукции.
В ходе изучения
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|