Top100
Globo Clicks - партнерские программы

Студик.ру / Рефераты / Искусство и культура /

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.)

2Р0 2Е0 2Ф0 2Е0 2Р0 2А0 2Т 2по0 2ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА на тему : _2КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ ( IX - НАЧАЛО XIII ВВ.)

2I. КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ( ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ). 21. Особенности развития русской культуры. Культура народа является частью его истории. Ее ста- новление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на станов- ление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие куль- туры входит, естественно, все, что создано умом, талан- том, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. а) _Факторы, по-. Культура Руси складывается в те же века, что и ста- _влиявшие на . новление русской государственности. Рождение народа шло _складывание . одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, поли- _и развитие . тической, культурной. Русь складывалась и развивалась _культуры. . как средоточие огромного для того времени народа, состо- ящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складыва- лась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и т.д. - Русь - равнин- На развитие русской культуры влияло также то, что ное государство. Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплемен- ным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних наро- дов, с которыми Русь обменивалась производственными на- выками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими, другими славянскими наро- дами и государствами. - влияние Ви- В пору уже своего государственного становления Русь зантии. испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных го- сударств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, тра- диций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глуби- ны веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. - сохранность Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно стал- своих тради- киваемся не только с влияниями извне, но с их порой зна- ций. чительной духовной переработкой, их постоянным преломле- нием в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передо- вых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В се- лах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным куль- турным новшествам. б) _Принятие Хри- . Долгие годы русская культура - устное народное твор- _стианства - пе-. чество, искусство, архитектура,
живопись, художественное _реломный момент. ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, _в развитии рус-. языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства _ской культуры. . положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влия- нии. - двоеверие. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, ар- хитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официаль- ная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отда- ленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраня- ло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Под влияние народных традиций, устоев, привычек, под влияние народного мировосприятия новым содержанием на- полнялась и сама церковная культура, религиозная идеоло- гия. Суровое аскетическое христианство Византии на русс- кой языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюби- ем, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих цер- ковных памятниках культуры (например, сочинениях церков- ных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рас- суждения и отражение чисто мирских страстей. И не слу- чайно, что вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано язычес- кими мотивами, о чем мы еще скажем ниже. в) _Характерные чер-. Открытость и синтетичность древнерусской культуры, _ты русской куль-. ее мощная опора на народные истоки и народное восприя- _туры. . тие, выработанные всей многострадальной историей восточ- ного славянства, переплетение христианский и народ- но-языческих влияний привело к тому, что в мировой исто- рии называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштаб- ности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с приро- дой, его ощущение сопричастности всему человечеству, пе- реживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и куль- туры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, приняв- ших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих ос- новных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся фор- мы, долго и повсеместно сохраняли
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования