Top100
Globo Clicks - партнерские программы

Студик.ру / Рефераты / Искусство и культура /

Культура XIV-XV веков

Тема. "КУЛЬТУРА XIV-XV веков"

Л и т е р а т у р а

1. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII в.в. М.- 1984г. 2. История России с древних времен до конца XVIIв. Под ред. А.М.Сахарова и А.П.Новосельцева. М.-1996г. 3. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVIIв. М.-Л.- 1961г. 4. Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII в.в. М.-1968г. 5. Очерки русской культуры XIII-XV в.в. Под ред. А.В.Арциховско- го.М.-2969г. МГУ. 6. Зезина М.Р., КОШМАН Л.В., Шульгин В.С. История русской культу- ры. М.,"Высшая школа", 1990г.

------------------------------------------------------------------- ¦I.Этапы ¦1.Первый¦а)Харак-¦ Он характеризовался заметным упадком ¦историко¦этап (от¦теристи-¦различныых сфер материальной и духов- ¦-культур¦монголо-¦ка ¦ной культуры; но вместе с тем наблюда- ¦ного про¦татарско¦ ¦ются и первые признаки начинающего ¦цесса на¦го втор-¦ ¦возрождения. ¦Руси. ¦жения до¦ ¦ ¦ ¦сер.XIV ¦б) Приз-¦ В Твери, Новгороде, Москвевозобнов- ¦ ¦cтоле - ¦наки ¦ляется каменное зодчество, появляются ¦ ¦тия). ¦возрож -¦новые центры летописания (Москва, ¦ ¦ ¦дения ¦Тверь). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в) Расц-¦ Новгород и Псков сохраняют общение ¦ ¦ ¦вет куль¦со странами Запада. Уцелевшие от мон- ¦ ¦ ¦туры ¦голо-татарского погрома и установившие ¦ ¦ ¦ ¦политический строй феодальной респуб- ¦ ¦ ¦ ¦лики они достигли в этот период расц- ¦ ¦ ¦ ¦вета экономики и культуры; здесь сох- ¦ ¦ ¦ ¦ранялись и продолжались традиции древ- ¦ ¦ ¦ ¦не-русской письменности, зодчества, ¦ ¦ ¦ ¦живописи. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.Второй¦а) Хозяй¦ Происходит укрепление местных госу- ¦ ¦этап (с ¦ственный¦дарственных образований, подъем Моск- ¦ ¦середины¦подъем ¦вы, Твери, Новгорода, Нижнего новгоро- ¦ ¦XIV до ¦Руси ¦да, Рязани как крупных и политических ¦ ¦середины¦ ¦ и сильных экономических центров. ¦ ¦ХV в.). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ б) Куль¦- Андрей Рублев и Феофан Грек, возве- ¦ ¦ ¦ турный ¦ личиваю щие тверских князей " Славо ¦ ¦ ¦ подъем ¦ похвальная икона Фомы",летописная по- ¦ ¦ ¦ Руси ¦ весть о князе Мих. Ярославовиче и про- ¦ ¦ ¦ ¦ тивостоящее им московское летописание, ¦ ¦ ¦ ¦ настойчиво проводящее идею богоизбран- ¦ ¦ ¦ ¦ ности Москвы и прав потомков Калиты на ¦ ¦ ¦ ¦ политическое главенство в русских зем- ¦ ¦ ¦ ¦ лях, расцвет новгородского и псковско- ¦ ¦ ¦ ¦ го зодчества - все эти явления русской ¦ ¦ ¦ ¦ культуры свидетельствует о ее несом- ¦ ¦ ¦ ¦ ненном подъеме и о сильных местных ¦ ¦ ¦ ¦ особенностях, а также о создании ¦ ¦ ¦ ¦ единства Русской земли, по всей русс- ¦ ¦ ¦ ¦ кой земле расходится знаменитая "За- ¦ ¦ ¦ ¦ донщина" и с ней целый цикл сказаний о ¦ ¦ ¦ ¦ Московском побоище, проникнутых идей ¦ ¦ ¦ ¦ единства всех русских людей в борьбе с ¦ ¦ ¦ ¦ ненавистным врагом. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в) Уста¦- Начинает ломаться замкнутость русской ¦ ¦ ¦ новлени¦екульуры,устанавливаются связи с бол- ¦ ¦ ¦ внешне ¦ гарской и ербской культурой. Подверга- ¦ ¦ ¦ культур¦-ясь южно -слаянскому влиянию, русская ¦ ¦ ¦ ных свя¦-литература, однако, охраняет полной ¦ ¦ ¦ зей ¦ мере свой национальный хаактер и за- ¦ ¦ ¦ ¦ метно обогащается за счет этого лияния ¦ ¦ ¦ ¦ в художественном отчасти и в идейном ¦ ¦ ¦ ¦ тношении. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ г) Вли¦- Атмосфера подъема стимулирует разви- ¦ ¦ ¦ яние за¦-тие культурных связей во всех отноше- ¦ ¦ ¦ падной ¦ ниях, зарождаются антицерковные тече- ¦ ¦ ¦ культур¦ыния, возникают смелые зачатки рациона- ¦ ¦ ¦ ¦ листического мышления. Новгород, ¦ ¦ ¦ ¦ Псков, Тверь находятся в контакте с ¦ ¦ ¦ ¦ культурой Запада. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3. Тре-¦ а)Взаим¦о Происходит объединение русских зе- ¦ ¦ тий эта¦ппроникн¦омель, усиливается взаимопроникновение ¦ ¦ новый ¦ вение ¦ местных культур. Псковские зодчие поя- ¦ ¦ (2-я по¦-местных¦ вившиеся в Москве, местное летописание ¦ ¦ловина ¦культур ¦пристально следят за событиями. Стано- ¦ ¦XV - на-¦ ¦вясь государственным центром страны, ¦ ¦чало XVI¦ ¦Москва превращается в центр формирую- ¦ ¦в.) ¦ ¦щейся культуры русской народности. ¦ ¦ ¦ ¦Предшествующий этап расцвета культуры ¦ ¦ ¦ ¦обогатил культуры страны в целом, и ¦ ¦ ¦ ¦теперь она сливается в общем потоке. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦б) Борь-¦ Еще более расширяются и усиливаются ¦ ¦ ¦ба церк-¦связи со странами Запада, но на пути ¦ ¦ ¦ви про -¦культурного общения с ними встает цер- ¦ ¦ ¦тив нов-¦ковь с ее упорной борьбой против "ла- ¦ ¦ ¦шеств в ¦тинства", против всего нового и ино- ¦ ¦ ¦стране ¦земного. Это связано с особенностями ¦ ¦ ¦ ¦социально-экономической основы Рос- ¦ ¦ ¦ ¦сийского государства, возникающего и ¦ ¦ ¦ ¦развивающегося на базе феодализма и ¦ ¦ ¦ ¦крепостничества. Отставание и слабость ¦ ¦ ¦ ¦городов сказались особенно сильно на ¦ ¦ ¦ ¦судьбах русской культуры. Борьба прог- ¦ ¦ ¦ ¦рессивных и реакционных сил в истори- ¦ ¦ ¦ ¦ко-культурном процессе приобретает ¦ ¦ ¦ ¦острый характер и развертывается на ¦ ¦ ¦ ¦протяжении XIV столетия. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦II. Ма- ¦1.Продук¦а) Ножи ¦ Основной продукцией специальных куз- ¦териаль-¦ция же -¦ ¦нецов-ножевщиков были и ножницы. Эти ¦ная куль¦лезо-об-¦ ¦самые универсальные средства труда в ¦тура. ¦рабаты -¦ ¦древней Руси имели чрезвычайно широкое ¦ ¦вающего ¦ ¦распространение. Ножи применялись в ¦ ¦ремесла.¦ ¦быту и хозяйстве,ремесле и на промыс- ¦ ¦ ¦ ¦лах. Специальные ножи делали для вои- ¦ ¦ ¦ ¦нов и лекарей. В XIVв. - XVв. изготов- ¦ ¦ ¦ ¦лялись ножи разных типов: кухонные, ¦ ¦ ¦ ¦столовые, бондарные, сапожные, хирур- ¦ ¦ ¦ ¦гические, боевые. Все они изготовля- ¦ ¦ ¦ ¦лись со стальными лезвиями. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦б) Брит-¦ Бритвы были тоже широко распростра- ¦ ¦ ¦вы ¦нены. По конструкции бритвы XIV в. ¦ ¦ ¦ ¦близки современным опасным бритвам. ¦ ¦ ¦ ¦Различие лишь в форме лезвия. У совре- ¦ ¦ ¦ ¦менных бритв оно прямолинейное, а у ¦ ¦ ¦ ¦бритв XIV в. - дугообразное. Ручку ¦ ¦ ¦ ¦бритвы изготовляли из дерева или кос- ¦ ¦ ¦ ¦ти. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в)Ножни-¦ Ножницы делали двух типов: ¦ ¦ ¦цы (пру-¦а) пружинные ("овечьи"); ¦ ¦ ¦жинные, ¦б) шарнирные ("с гвоздем посередине"). ¦ ¦ ¦шарнир -¦ Наиболее распространенными в быту ¦ ¦ ¦ные) ¦были пружинные ножницы, лезвия их де- ¦ ¦ ¦ ¦лали со стальным наварным острием. Оба ¦ ¦ ¦ ¦вида ножниц украшались всевозможным ¦ ¦ ¦ ¦орнаментом и деталями. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г) Иглы ¦ По конструкции иглы сходны с совре- ¦ ¦ ¦ ¦менными ручными швейными иглами. Древ- ¦ ¦ ¦ ¦не русские5 иглы имели 40-70 мм. длины ¦ ¦ ¦ ¦и диаметр от 0,7 до 1,1мм. На ушке, ¦ ¦ ¦ ¦кроме отверстия, они имели желобок. ¦ ¦ ¦ ¦Такие желобки делали всегда на иглах ¦ ¦ ¦ ¦XIV-XVв. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦д) Гвоз-¦ В XIV-XVв. были известны гвозди нес- ¦ ¦ ¦ди ¦кольких типов и размеров: строитель- ¦ ¦ ¦ ¦ные, тесовые, обойные, сапожные, под- ¦ ¦ ¦ ¦ковные. Гвозди делали из обычного ¦ ¦ ¦ ¦кричного железа. Конструкция стержня и ¦ ¦ ¦ ¦головки современных гвоздей и гвоздей ¦ ¦ ¦ ¦XIV в. совпадают до мелочей. Длина ¦ ¦ ¦ ¦равна 10мм., сечение головки - ¦ ¦ ¦ ¦2,5*2,5мм. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦е) Замки¦ Замки в России бытовали более семи ¦ ¦ ¦(непод -¦веков. Они появились в IX в., и были ¦ ¦ ¦вижные, ¦вытеснены замками с иной конструкцией ¦ ¦ ¦съемоч -¦в XVIIв. В XIV-XV
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования