Globo Clicks - партнерские программы
|
Ответы на вопросы к зачету по курсу культурологии |
|
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
( группы дневного обучения )
Ориентировочный список вопросов к зачету
1. Общее понятие о культуре. Культурология как наука о культуре. Актуальность данной науки.
2. Культура как сложное понятие. Его основные научные аспекты.
Отличие культурологии от других наук.
3. Функции культуры. Понятие о контркультуре. Отношения между культурой и контркультурой.
4. Три формы культуры ( физическая, материальная духовная). Их общая характеристика.
5. Основные категории материальной культуры. Основы ее стратификации.
6. Три типа культуры ( личная, коллективная, общая ). Их общая характеристика.
7. Культура личности. Адаптация, автоматизм, характер и опыт как формы проявления личностной культуры.
8. Понятие закона в культурологии. Основные законы и методы культурологии. Культурология и культуроведение.
9. Понятие теории в культурологии. Основные теории культуры.
10. Культура как образ деятельности. Язык - основа культуры и деятельности. Понятие о знаке. Знаки и символы в культуре.
11. Принципы ( ценности ) нормы и правила монологической деятельности. Понятие открытой логичности.
12. Принципы ( ценности ) нормы и правила диалогической деятельности.
13. Культура как информация. Понятие об информативной культуре.
14. Текст как носитель информации. Свойства и типы текстов.
15. Общая характеристика текстов официально-делового стиля.
16. Справочно-информативные тексты. Их культурная типология.
17. Аннотация как вторичный текст. Цели и объекты аннотирования.
18. Реферат как вторичный текст. Три типа рефератов. Ценности, нормы и правила реферирования.
19. Конспект как вторичный текст. Типы конспектов.Ценности, нормы и правила конспектирования.
20. Основы деловой культуры. Понятие документа, его общая ценностная характеристика. Виды и типы документов.
21. Понятие делового протокола. Правила современного делового протокола.
22. Формы представления личностной информации в деловой и художественной культуре, их общая характеристика.
23. Семья как феномен культуры.
24. Ценности, нормы и правила семейной жизни в различных культурах.
25. Школа как феномен культуры. Образование как культурная ценность.
26. Культура и время. Общая культурологическая периодизация истории. Основы периодизации.
27. Общая характеристика доисторической культуры и культуры античности.
28. Общая характеристика культуры средневековья.
29. Общая характеристика культуры нового и новейшего времени.
30. Общая характеристика русской культуры.
31. Актуальные проблемы современной российской культуры.
32. Ценности и идеалы русской культуры.
33. Культура и вера. Русское православие в контексте современной культуры.
**************************************************************************
Вопрос 1.
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым).
Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.
Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука обладает законами:
1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.
2. Чем
больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.
Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др.
Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний:
1. Контекстный анализ.
2. Ассоциативный анализ.
Актуальность культурологии обусловлена причинами:
1. Изменение основной экономической ориентации.
Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг.
2.Расширяется номенклатура услуг.
3. Общество становится более открытым.
4. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность.
5.Широкие контакты.
Современные технологии требуют более культурного человека.
6. Культура выходит из музеев, библиотек. Она является частью профессионализма.
Вопрос 2.
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым).
Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.
Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для человека. Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек и др.).
Основные научные аспекты культуры:
1. Теологический аспект.
Этот аспект раскрывает цель человеческой жизни и культуры.
2.Бихевиоризм или Поведенческий аспект.
Между понятием поведения и культуры очень тонкая грань. В этом понятии культура универсальна.
3. Психологический.
Здесь культура это не сами поступки, а мотивы и смыслы, которые движут поведением человека.
4. Культура - это система, такая же, как и другие системы нашего мира (химическая, физическая и др.).
5. Аксиологический аспект.
Культура - это ценности, нормы и правила.
6. Культура - это деятельность.
Деятельность меняется, поэтому культура - это механизм деятельности.
7. Семиотический аспект.
Семиотика - наука о знаках.
8. Антропологический аспект.
Культура - это человек, а человек граница всего.
9. Функциональный аспект.
Культура - это свойства, функции человека, группы, общества. Культурология рассматривается как интегративная наука (интеграция -
объединение). Культурология объединяет все. Раньше культурология растворялась в других науках, а теперь объединяет их. Связи этих наук взаимные.
Вопрос 3.
Функции в самой культуре не познаются, так как функция -
это отношение, деятельность. Исходя из этого функции культуры рассматриваются по отношению к группе (сообществу) и по отношению к человеку.
Функции культуры по отношению к человеку:
1. Личностная.
Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его.
2. Эмоциональная.
Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций. Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.
3. Идентифицирующая.
Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы: кто я? для чего я? и др.
4. Творческая.
Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве.
Функции культуры по отношению к группе:
1. Регулятивная.
Она регулирует поведение человека, складывает культурные стереотипы.
2. Оценочная.
На основании этой функции мы получаем основание для оценки тех или иных событий, феноменов.
3. Кумулятивная.
Собираются все ценности, накапливаются сокровища языка, опыт человечества и передаются
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|