Globo Clicks - партнерские программы
|
Р Е Ф Е Р А Т
По теме: Древний Египет . Скульптура.
Студента 811 группы ЯШЕНКОВА Виталия
г. Санкт - Петербург
1997 год
Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце 1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.
Большую роль в формировании египетской культуры и государства сыграл ранний период египетской истории время с 4000 до 3000гг до нашей эры и период раннего Царства 3000-2000гг до н. э.
Главным объектом искусства становится человек. Грандиозные архитектурные сооружения пирамиды поражают обобщенностью и законченностью форм. Величайшая из них - пирамида Хеопса - имеет высоту 146,6 м и сложена из 2300 каменных многотонных глыб.
Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож и чиновников. “Город мертвых” был своеобразной дорогой в загробный мир.
Древние египтяне верили в загробную жизнь и старались снабдить уходящих в иной мир всем, что им требовалось при жизни. Египетская религия учила , что счастливая жизнь в загробном мире дается только знатным людям.
Египтяне считали, что у человека несколько душ, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли “Ка” (двойник умершего человека).
В то же время египетская религия была собранием различных культов, которые в течение многих веков подвергались многочисленным изменениям. В Египте почиталось множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей.
Но существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида и другие.
Согласно преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте , и память о его благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой - мраком.
Исида луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца,
а Гор восходящее солнце мстит за отца, рассеивая темноту.
Осирис часто изображался в виде мумии, его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис изображается с головой быка.
Изображение богини Исиды - это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание- символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные признаки Исиды диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове.
Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки,
основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту богу божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.
Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна только в лодке плавают вокруг земли.
Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из них было посвящено таким образом какое - нибудь животное.
До нас дошло всего несколько каменных табличек (их называют палетками) с изображениями первых фараонов. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились к первым, ранним векам своей истории. Их воображение населяло эти времена великими мудрецами и могущественными царями.
Как уже говорилось ранее рядом с пирамидами в “городе мертвых” находились гробницы знати. В экспозиции Эрмитажа выставлены каменные Рельефы из гробниц, в прошлом -ярко раскрашенные.
Характер изображений и их композиционное решение дают представление о разработанном каноне. Так в рельефе из гробницы Нимаатра фигура восседающего в торжественной позе за столом вельможи в несколько раз превосходит по величине фигуры слуг, подающих ему различную снедь. Они размещены рядами, фризами, в несколько “этажей” и движутся в плоскости изображения. Трехмерное тело сведено к силуэту, четко очерченному контуром.
Скульптор умело объединяет части фигуры, увиденные с разных точек зрения: голова и ноги - в профиль; глаза, плечи и грудь в фас. Такое изображение людей характерно для египетского искусства.
Второй памятник каменный рельеф из гробницы Мирираанха - выполнен в иной технике: изображение не выпуклое, а врезанное в камень.
В гробницах помещались статуи умерших. Семейная группа из гробницы Уджаанхджеса воспроизводит облик вельможи и его жены.
Композиция выполнена в строгих рамках принятого канона: фронтальность более крупной фигуры Уджаанхджеса, плотно сдвинуты ноги, руки, лежащие на коленях, торжественно застылая поза и взгляд, обращенный прямо. Лаконично и обобщенно трактованные фигуры связаны с блоком камня. Это известняк, покрытый сверху гипсом и раскрашенный в соответствии с каноном: мужская фигура - в коричневый цвет, женская в желтый.
Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа статуя фараона Аменемхета Ш, правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв. до н.э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. В официальной скульптуре, в статуях фараонов , наряду с идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе.
Характерный головной убор немес - с изображением урея священной змеи, охраняющей царя, - а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. В лице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты: узкие, глубоко посаженые глаза, большие скулы. Плотно сжатые тонкие губы, выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение. Сделанная из гранита,
1 2
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|