|
Абу Али Хусайн ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина,
он же на Западе Авиценна - князь философов, на Востоке -
Аш-Шайх-ар-Раис. Как много сказано про этого великого Чело-
века,великого ученого средневековья, и еще более интересны
отношения и высказывания в его адрес различных представите-
лей великих эпох. Так Авензоар и др. враги, современники Ибн
Сины говорили о нем "еретик, продавший душу дьяволу "бумаго-
маратель". Или Микельанджело (16в.) о Ибн Сине..."Лучше быть
неправым, поддерживая Авиценну, чем правым, поддерживая дру-
гих". Гегель о нем (19в.)"Переписчик чужих книг ... простой
комментатор Аристотеля". Бертельс (20в.) Ибн Сина - это
"незримый очаг подземного огня, питающий цельную цепь огне-
дышащих вершин". Ибн Сина родился в 980 году в местечке Аф-
шана, близ Бухары. Мать, Ситора, родом из этого же селения.
Отец родился в Балхе, имеются упоминания о том, что он слу-
жил у бухарского эмира сборщиком податей, и относился к так
называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе
Ибн Сины и неприятием его великими религиями. Отец имел ма-
териальный достаток, старался дать сыну всестороннее образо-
вание. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет.
В Бухаре, когда Ибн Сине было 5-6 лет, у него появляется
брат. Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать
весь мир. Первым его учителем был Натили. Под руководством
ряда известных ученых познавал ряд необходимых предметов
,затем выучив Коран, приступил к изучению трудов, открывших
ему суть мира :Хорезмиец Муххаммад Хорезми (8-9в.) научил
его индийскому счету - основам арифметики, и двум способам
решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ
Порфирий Тирский (3в.)познакомил его с логикой Аристотеля.
Древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.)-отк-
рыл мир геометрии. Древнегречесский ученый и математик Пло-
томей (2в.) подружил с астрономией. Тюрк Фараби помог понять
универсальную науку метафизику. Отец ввел в тайное учение
исмаилитов, но особое тяготение у молодого Ибн Сины появи-
лось к медицине.
В овладении различными знаниями Хусайн превзошел своих
учителей. Так о своем учителе Абу Абдаллах ан-Натили Ибн Си-
- 2 -
на писал следующее: "Какой вопрос учитель не выдвигал, я
проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все
начатки логики, ибо в тонкости ее он сам не разбирался. По-
том я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяс-
нил самостоятельно. Прошел я также с ним 5-6 теорем Евклида,
а остальное выяснил самостоятельно и разобрался в их труд-
ностях. Затем мы перешли к "Альмагесту" (труд Клавдия Птоле-
мея о космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную
часть и перешли к геометрическим формулам, Ан-Натили оказал-
ся не в силах обучать меня. Он сказал : "читай сам, решай
теоремы, а затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе
объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я доклады-
вал учителю, но следствием всего этого было то, что таким
путем были устранены некоторые смущавшие учителя неясности.
Много было таких вопросов, которые он до того не знал и нау-
чился им от меня". Да, Натили принял юность ума Ибн Сины,
юность его души. Душу то он выдержал, а ум...
Учил я его стрелять из лука,
А когда у него окрепла рука,
Он выстрелил в меня...
Такт учителя по отношению к своему гениальному ученику
проявился в том, что старик не позволил быстрому уму юноши
выстрелить стрелою насмешки в отставший уже от века ум, не
дал увидеть вступающему в жизнь Уму смерть
Ума.
В возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению клас-
сических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других
тран древнего мира. Однако он не ограничивался теоретической
медициной, а много наблюдал и занимался практической медици-
ны. О этом периоде Авиценна писал: "...В ту пору я занимался
изучением медицины, пополняя чтение наблюдением за больными,
что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя было
найти в книгах". В некоторых источниках упоминается о встре-
че Авиценны с неким еретиком врачом, где в тайне они произ-
вели вскрытие трупа человека и трупа лошади "дабы убедиться
в схожести организмов".В воспоминаниях Ибн Сины: "Я был в
ужасе, я был потрясен увиденным... мне страшно...Я нарушил
одну религию, но я не проклинаю себя за это. Я создам учение
но о Человеке и для него...". 16-летним юношей он достаточно
- 3 -
полно освоил теоретическую и практическую медицину и очень
скоро молодой врач приобрел широкую известность не только в
Бухаре но и за ее пределами. Энциклопедические познания мо-
лодого ученого не только результат его исключительной ода-
ренности и таланта, но и плод чрезвычайно напряженного тру-
да. Ибн Сина писал в автобиографии: "Тогда я посвятил себя
чтению в продолжении полуторалет. В то время я недосыпал ни
одной ночи, да и в течении дня не занимался ни чем иным кро-
ме науки. Такую жизнь я вел до тех пор, пока не усвоил диа-
лектику, физику и математику настолько, насколько вообще
доступно человеку. Затем я обратился к метафизике Аристоте-
ля, однако не смог понять смысл, хотя 40 раз прочел эту кни-
гу, так что знал ее наизусть, и отчаивался когда-либо пос-
тигнуть ее, но однажды вечером, когда я шел по книжному ба-
зару в Бухаре, который я посещал очень часто, книготорговец
предложил купить мне книгу, которая оказалась "комментарием"
Ал-Фараби к "Метафизике" Аристотеля. Возвратившись домой, я
прочел эту книгу и с ее помощью понял ту, которую знал уже
наизусть". В этом высказывании, с одной стороны, подчеркива-
ется исключительная настойчивость молодого ученого в дости-
жении цели, с другой - высокая культура Бухары, на книжных
рынках которой можно было свободно приобрести такое уникаль-
ное произведение, как "Комментарии" Фараби к "Метафизике"
Аристотеля.
В 16 лет Ибн Сину пригласил тяжело заболевший правитель
Бухары-Эмир Нух ибн Мансуру. Ибн Сина успешно вылечил его и
в награду получил разрешение пользоваться книгохранилищем
Эмирского дворца (знаменит. книгохранилище Самани). Эта биб-
лиотека считалась одним из богатейших книгохранилищ средне-
векового Востока. В ней хранились уникальные произведения
древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением
и жаждой к знанию приступил к изучению произведений этой
библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться, сохранилось в
его памяти до конца жизни. Судьба библиотеки толкуется по
разному. Среди причин ее гибели есть и такая парадоксальная,
что Авиценна сам сжег ее. Если так, то почему? Зачем? Это
уже не установить. Восток загадочная вещь и Авиценна одна из
его мудрых загадок.
- 4 -
17-летний Хусайн ибн Сина видел в Бухаре падение, ги-
бель души. Жизнь, словно торопливый учитель выложила Ибн Си-
не эту правду и ушла. "Не держись за меня - сказала она ему
на прощание. -Думаешь, держишь за руку чистую девушку? Смот-
ри, это я, старая беззубая шлюха, обнимаю тебя! "Но в этом
трагическом уроке ее проявилась хоть честность, другим она
морочит голову до седых волос. В 17 лет Ибн Сина знакомится
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|
, ,
|
|