|
Введение.
Ратный подвиг в Великой Отечественной войне, пафос ее всемирно-исторической победы, выход социализма на широкую мировую арену, трудовой энтузиазм хозяйственного восстановления страны стимулировали рост социально-политечского, духовно-нравственного самосознания советского народа, вселяли чувство гордости и самоуважения, воочию свидетельствовали, что люди не винтики, а решающая сила движения истории. Объективный процесс роста народного самосознания потенциально содержал в себе угрозу тоталитаризму, безграничной личной власти, произвольному манипулированию обществом, неизбежного краха режима «сталинщины» как системы. С другой стороны, те же самые факторы в условиях сложившихся политических институтов и идеологического прессинга способствовали как официозному, так и спонтанному возвышению культа личности Сталина. Рост народного самосознания, не находя себе выхода на путях демократии, нередко трансформировался в ту же идею культа личности, олицетворявшую патриотическую гордость за свою страны.
Внешнее, видимое единство и глубокая внутренняя противоречивость этих двух тенденций создавали ситуацию, когда «верхи» могли управлять по-старому только с позиции силы, а «низы» еще не могли противостоять этой силе, не накопили необходимого демократического потенциала. Поэтому в 50-е годы после смерти И.В. Сталина, в партии и стране начали происходить важные политические сдвиги. Исторической вехой на этом пути стал XX съезд КПСС, разоблачивший «культ личности», давший мощный импульс демократическому обновлению общества. Именно теперь, в наши дни, мы все полнее и глубже осознаем ту поворотную роль, которую в конечном итоге сыграл в судьбах страны XX съезд.
Конструктивные, позитивные перемены охватили тогда все сферы жизни: партию и государство, экономику и социальные отношения, науку и культуру. Прежде всего решающие шаги были сделаны в ликвидации тяжких последствий репрессивного произвола сталинского режима, в восстановлении законности и правопорядка, конституционных прав граждан. Из тюрем и лагерей вышли на свободу сотни тысяч безвинно пострадавших людей, многие тысячи реабилитированы посмертно. Восстанавливались уставные нормы партийной жизни, коллективность руководства, упорядочивалась деятельность государственного аппарата, расширялись права союзных республик.
Ликвидация тоталитарного режима культа личности с его отчуждением от народных масс, курс на демократизацию общества обусловили важные коррективы экономической и социальной политики, ее гуманизацию, ориентацию на улучшение условий жизни людей. Происходил поиск путей совершенствования управления производством, ускорения темпов научно-технического прогресса, преодоления отставания и подъема сельского хозяйства, оздоровления деревни.
Во многом оживилась духовная жизнь общества, постепенно освобождалось от пут догматизма научное и художественное творчество. Можно назвать и многие другие процессы, обусловленные XX съездом КПСС, радикальной политической деятельностью руководства партии, возглавляемого Н.С. Хрущевым.
Но, как и все предыдущие преобразования в нашей стране, реформы Хрущева проводились на фоне острых противоречий в руководстве страны. После смерти Сталина в руководстве партии развязалась острая борьба за власть.
1) Борьба за власть весной 1953 года. Реалии политической жизни 1953 года.
Политика партии по осуждению культа личности.
6 марта 1953 года состоялось совместное заседание Пленума Центрального Комитета КПСС, Совета
Министров Союза ССР, Президиума Верховного Совета СССР, сообщение о нем опубликовано в «Правде» 7 марта. Был утвержден новый состав Президиума ЦК. Численность его была сокращена более чем вдвое: Президиум ЦК с 11 до 4 человек. Ликвидировалось не предусмотренное Уставом КПСС Бюро Президиума ЦК, созданное по предложению Сталина, а также Бюро Президиума Совета Министров СССР. В Президиуме Совмина остались Председатель Совета Министров СССР и его первые заместители. Г. М. Маленков стал Председателем Совета Министров, первыми заместителями Предсовмина утверждены Л.П. Берия, В.М. Молотов, Н.А. Булгалин, Л.М. Каганович. Было признано необходимым, «чтобы тов. Хрущев сосредоточился на работе в Центральном Комитете КПСС». В связи с этим он был освобожден от обязанностей первого секретаря Московского комитета КПСС. Очевидно, что сразу после смерти Сталина, не пользовавшегося после XVII съезда титулом Генерального секретаря ЦК, вводить какой-либо соответствующий пост в партийном руководстве было неуместно. Поэтому Н.С. Хрущев оставался формально в ранге секретаря ЦК КПСС, но, будучи единственным, из секретарей членом Президиума ЦК, естественно, занимал среди них главенствующее место. В состав Секретариата ЦК были введены С.Д. Игнатьев, П.Н. Поспелов, Н.Н. Шаталин, которые сменили П.К. Пономаренко, Н.Г. Игнатова, Л.И. Брежнева.
На другой день после похорон И.В. Сталина, вечером 10 марта, Г.М. Маленков собрал Президиум ЦК. На него были приглашены секретари ЦК М.А. Суслов, П.Н. Поспелов и главный редактор «Правды» Д.Т. Шепилов. Поводом послужили номера газеты «Правда» с освещением траурных дней. Г.М. Маленков высказал ряд замечаний, касающихся «субординации» в упоминании имен и расположении материалов в газете. Речь Маленкова на траурном митинге была отделена от других, при перечислении состава почетного караула опущены отдельные фамилии, сделано разделение имен: одни сгруппированы как «верные ученики и соратники великого Сталина», другие попали за скобки этой группы. На снимке почетного караула «за кадром» остались М.Г. Первухин и М.З. Сабуров, опущены их имена и при выносе гроба из Дома союзов. Особенно резко Маленков высказывался по поводу помещенной в газете фотографии «Товарищи И.В. Сталин, Мао Цзе-дун и Маленков», заявив, что это «выглядит как провокация», поскольку такой фотографии нет. Во всех редакционный статьях, очерках непременно фигурировали цитаты Маленкова, и только его одного. Все это Г.М. Маленков расценил как определенную политическую тенденцию, отметив, что «у нас были крупные ненормальности, многое шло по линии культа личности», и подчеркнул: «считаем обязательством прекратить политику культа личности». То, что именно Г.М. Маленков взял на себя инициативу «прекращения культа личности», имеют свою логику. Будучи достаточно опытным, искушенным политическим деятелем, он ясно отдавал себе отчет в неизбежности кризиса режима личной власти после ухода Сталина. И важно было, взяв инициативу в свои руки, направить отрицание культа личности в нужное русло. В центр внимания выдвигались противостояние культа личности коллективности руководства, ликвидация нарушений уставных, демократических норм партийной и государственной жизни. Суть состояла в том, чтобы не допустить вторжения в диктаторскую сферу культа личности, попрания законности и правопорядка, что чревато было самыми серьезными последствиями для «верных соратников Сталина». Отсюда и характерная формула Маленкова «прекращения» культа личности в настоящем, ограничивавшая вторжение
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|
, ,
|
|