|
Орден Иисуса и Игнатий Лойола |
|
План:
1. Причины создания ордена Иисуса.
2. Основатель ордена иезуитов - Игнатий Лойола:
· жизнь Лойолы до обретения веры;
· рыцарь св. Девы Марии;
· проповедник Лойола.
3. Устав ордена.
4. «Мораль» иезуитов.
5. Орден Иисуса во главе контрреформации.
В первой половине XVI века католицизму в ряде западноевропейских государств был нанесен тяжелый удар. Централизованная и подчиненная римскому папе католическая церковь, притязавшая на верховную власть над всем миром, оказалась бессильной перед процессами, которые в истории получили название «реформационные». Никакие попытки внутрицерковных преобразований не могли предотвратить взрыва реформационного движения, - не могли потому, что в нем отражался кризис основ феодализма.
Запутанность и напряженность классовых отношений в феодальном обществе той эпохи выражались в том, что в рядах противников католической церкви находились многие светские феодалы - крупные и мелкие князья; они были «добрыми католиками» - и это неудивительно, так как католическая религия освящала их классовое господство; но с развитием национальных государств они переставали видеть в одном только папстве верховную гарантию своего положения - и тем легче давала себя знать их давнишняя обозленность: ведь папская церковь владела огромными богатствами, землями, пастбищами, лесами. Отсюда - стремление князей ограничить светскую власть пап и отнять у церкви хоть часть ее богатств. К чему объективно вела эта политика, ясно показали события, связанные с реформацией в Германии. Тогда многие князья, напуганные движением масс, поспешили вернуться в число преданных слуг римского папы; все же своими прежними далеко не заходившими конфликтами с церковью князья успели сильно подорвать ее авторитет, экономическое могущество и значение духовного жандарма феодального мира.
Однако самыми страшными - и для церкви, и для всех светских властителей феодального мира - была народная реформация: движение низов - части городского плебейства и крестьян. Эти массы, выступая против духовных и светских угнетателей, стирали с лица земли оплоты крепостничества - монастыри и замки светских феодалов.
События, разыгравшиеся в Западной Европе в первой четверти XVI века, ясно показали, насколько успела ослабеть к тому времени католическая церковь. Ее позиции были подорваны или вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии.
И все же феодальный мир сохранял еще достаточно сил, чтобы перейти в контрнаступление. Антифеодальные еретически-сектанские движения народных масс были остановлены. Благодаря этому католическая церковь в середине XVI века сумела вернуть себе утраченные позиции в некоторых районах Западной Европы. Начинался тот период истории, который получил название контрреформации.
В центре феодальной реакции находились папы. Главным условием их победы они считали всемерное укрепление своей власти. Однако церковь понесла слишком большие экономические и политические потери. Католицизму так и не удалось восстановить свое влияние в большинстве тех стран Европы, где в годы подъема реформации господствующее положение приобрели новые, протестантские церкви. Антикатолические и антифеодальные массовые движения все еще вспыхивали. Распространение протестантских и еретических учений оставило неизгладимый след в сознании народных масс.
Эпоха реформации показала массам верующих не только то, что феодальная собственность без всякой божьей кары может
быть отнята у церкви, но что и «священное писание» не безупречно - об изложенных там правилах жизни, оказалось, можно и должно спорить. Это был тяжкий удар по авторитету Библии и католической церкви, которая исключает самую мысль о свободном толковании «писания». Отсюда - характерные черты контрреформации. В политике она означала феодально-католическую контрреформацию, в области идеологической - попытку подавления и истребления передовой науки и свободной мысли, попытку восстановления «святости» Библии в ее католическом истолковании, а вместе с тем, попытку полной реабилитации феодализма и папской церкви.
Чтобы решить такие обширные политические и идеологические задачи, требовались новые силы, специально подобранные и обученные. В этом отношении папство не могло уверенно опереться на прежние монашеские ордена. Они, во-первых, были плохо приспособлены к столь «высокой» политике, а во-вторых, своим невежеством, алчностью и прочими неблаговидными качествами давно успели осрамить себя в народе. Не было полной опоры также в инквизиции. Хоть она уже зарекомендовала себя как сильнейшее орудие против религиозной и политической травли - теперь уже было недостаточно одного террора; требовалось опорочить и опровергнуть реформацию, найти средство укрепить крепостническое ярмо, вернуть в лоно католической церкви миллионы порвавших с нею людей, склонить королей отпавших от католицизма стран к возвращению под иго Ватикана и окружить папство еще более ослепительным, чем во времена его расцвета, ореолом святости и силы.
В XVI веке для решения этих задач стали создаваться новые ордены. Среди них особое место занял иезуитский орден, названный «Обществом Иисуса». Он отличался от всех орденов католической церкви. Иезуиты с самого начала поставили себе целью укрепление власти папы путем проникновения в среду богатых и правящих кругов разных государств. Тесно связаться с влиятельными политическими деятелями, с земледельческой и финансовой аристократией, воздействовать через них на политическую и общественную жизнь в духе папских требований и в целях усиления позиций самой оголтелой реакции - таковы цели, которые поставили иезуиты.
Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола. Об этой исторической личности известны во многом противоречивые сведения. Почти исключительно его биографами являются иезуиты, и многие из них, рассказывая жизнь основателя их ордена, наполнили ее мистическими сведениями. Еще его мать по их словам, предчувствовала, что произведет на свет божьего любимца, и потому родила будто бы не дома, а в хлеву, как Богородица - Христа. Встречаются у католических биографов и указания, что с момента появления Лойолы на свете стали совершаться чудеса, выходящие из ряда обыкновенного, а затем каждый шаг малютки выказывал его гениальные способности, свойственные лишь божественному избраннику, и явное желание быть служителем единого Бога.
С другой стороны, то есть со стороны врагов иезуитского ордена, фигура Игнатия Лойолы описана как воплощение самых отвратительных черт идеологии и политики средневековых феодалов. Благодаря этому более или менее правдивая биография основателя ордена иезуитов, очевидно, должна быть с пробелами, по причине которых само жизнеописание является неполным, а потому личность Лойолы не вполне выяснена.
Лойола родился в 1491 году. Он был из родовитых, но небогатых дворян. Явившись тринадцатым ребенком в семье, он стал обузою для родителей, и те отдали его отставному королевскому казначею Хуану Веласко,
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|
, ,
|
|