|
Традиции Гоголя в творчестве Булгакова |
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ШКОЛА
ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
Специальность: Русский язык и литература
Шифр: 0213
ВАСИЛЬЕВА МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА
ТРАДИЦИИ Н.В.ГОГОЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А.БУЛГАКОВА
(К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА)
Магистерская работа на соискательство
академической степени
магистра филологии
Научный руководитель П.Д.Поминов
Работа допускается к защите
«______»____________2001г.
Зав. кафедрой В.В.Артамонова
Нормоконтролер О.А.Кувшинникова
Усть-Каменогорск
2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
1 Проблемы психологии литературного творчества……………….……………5
1.1 Проблема гениальности………………………………………………………15
1.2 Общие способности и креативность, личностные качества писателей……28
1.3 Влияние религии на формирование творческих индивидуальностей Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова………………………………………………….48
2 Влияние творчества Н.В.Гоголя на творчество М.А.Булгакова как проблема литературных традиций…………………………………………………….….58
2.1 Гоголь как образец для творческого подражания М.А.Булгакова………….58
2.2 Гоголевские «корни» в творчестве М.А.Булгакова………………………….62
Заключение………………………………………………………………………….90
Список литературы…………………………………………………………………92
ВВЕДЕНИЕ
В современном научном мире возникла тенденция интеграции наук. То же касается искусствоведения и психологии. С одной стороны, искусствоведение все больше и больше начинает нуждаться в психологических обоснованиях. С другой стороны, и психология, стремясь объяснить поведение в целом, не может не тяготеть к сложным проблемам эстетической реакции.
В качестве примера подобного сближения научных дисциплин можно привести развивающую психолингвистику, но, в то же время, практически отсутствуют взаимодополняющие исследования психологии с другой филологической наукой - литературоведением. Хотя, как верно отмечает Е.А Лапина (1983г.): «Проблемы художественного творчества включают важные и достаточно сложные аспекты: социально-исторические и личностные условия творчества, взаимодействие культурных традиций и новаторства, природу художественного таланта, взаимоотношения художника с обществом и др. Изучение этих и других не менее сложных вопросов, до сих пор мало изученных, есть та область, где содружество специалистов различных гуманитарных профессий (искусствоведов, философов, психологов, эстетиков) необходимо».
Объектом данного исследования является в большей степени психология литературного творчества, точнее творческой индивидуальности, писателей Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова. На наш взгляд, на современном этапе развития филологической науки мало заявлять об автобиографизме творчества того или иного писателя, сравнивать наличие в произведениях имен и событий, имевших место в жизни самого автора, необходимо выявлять те психологические особенности личности писателя, которые повлияли на формирование его творческой индивидуальности, и те причины (опять-таки психологические), которые приводят к отражению тех или иных биографических моментов жизни писателей в ряде произведений.
Тем самым, актуальность нашего исследования определяется новым витком спирали в развитии филологии - ее интеграции с психологией.
Цель данной работы исследовать традиции Н.В.Гоголя
в творчестве М.А.Булгакова с точки зрения психологии литературного творчества.
В работе мы обращаемся к следующим методам и приемам исследования: аналитическому, сравнительно-историческому, описательному, сопоставительному, контекстуальному и интертекстуальному рассмотрению, интерпритации.
Структура данной работы: она состоит из двух глав, разбитых в свою очередь на параграфы. Содержание первой главы посвящено проблемам психологии литературного творчества. Задачи, решаемые в этой части, это попытки анализа проблемы гениальности, таланта и развития способностей относительно личностей Н.В. Гоголя и М.А.Булгакова, и связанные с ними проблемы одаренности и особенности психологии писателей, как обязательные составные творческой деятельности. В итоге обосновывается возможность выявления общих психологических особенностей личности и творчества Н.В Гоголя и М.А. Булгакова.
Вторая глава представляет собой собственно филологические аспекты творчества писателей - исследование конкретных произведений - на уровне образов, поэтики, языка. Основная задача - выявить единые для Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова особенности творческой индивидуальности, отразившиеся в художественной манере, и предложить предполагаемую причину данного единства.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды психологов: Мэлхорнов [55], Л.П. Гримак [37],Н. Кузмина [49], А.Ю. Козыревой [46], Л.С. Выготского [25], А.Н. Лука [52;53], В. Дружинина [40], Э.А.Голубевой [34], Б.М. Теплова [71], Дж. Гилфорда [47], Г.Ю. Айзенка [6] и др., и литературоведческих исследований творчества Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова (работы М.Чудаковой [77], Б. Соколова [69], Я. Зунделовича [45], С. Петрова [58], Л. Жаравиной [75] и др.). Личностные черты психологии писателей прослеживались так же по воспоминаниям современников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его концептуальных идей в практике вузовского обучения.
Работа апробирована в лекционном варианте (4 курс РО), в форме доклада на студенческой научной конференции (2000г.) и на конференции профессорско-преподавательского состава ВКГУ (2001г.). Опубликованы тезисы выступлений в сборнике трудов молодых ученых и статья в «Региональном вестнике Востока» №4, 2000г.
Объем работы составляет 100 страниц компьютерного набора, библиографический список 82 наименования.
В заключении подводятся итоги работы, оговаривается возможность ее практического использования и намечаются пути дальнейшего исследования проблемы.
I ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Во введении мы заявили, что наше исследование носит интегрированный психолого-литературоведческий характер. Теперь поясним, что мы под этим понимаем. Как справедливо заметил Б.Г.Ананьев (1982г.) "несмотря на огромную популярность искусства, оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно." А "единственная отечественная работа в этой области "Психология искусства" Л.С.Выгодского - исследование, которое не раскрывает глубоко даже закономерности процесса литературного творчества." Исследователь отмечает, что Выгодский - прекрасный психолог, однако в названной работе он совершенно игнорирует личностный принцип при исследовании закономерностей психологии искусства. Между тем психологии не может быть без анализа личности творца. [ ,452] Для нас это является принципиально важным - раскрыть механизмы становления личности человека-творца.
На наш взгляд, взаимосвязь этих
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|
, ,
|
|