|
Литература эпохи войн и революций |
|
Литература эпохи войн и Революций .
План к курсовой :
I. « Сколько в человеке Памяти , столько в нем и человека ».
(В.Распутин)
II. « Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменила».
(А.Плещеев)
1). Полный курс русской литературы 20 в., пришедший на сме-ну прежнему - краткому :
а). наградой таланта , являются его преследования ;
б). трагедия художника « в страшном мире », восприя-тие надвигающейся ломки;
в). любовь, смерть, подвиг, в произведениях поэтов и писателей ;
г). эстафета памяти , эстафета поиска истины .
2). Культура нового , еще небывалого типа :
а). строгое время - строгие песни ;
б). вредная порода простейших и приспособленцев ;
в). лишнее говорить - себе вредить ;
г). распад связей поколений .
3). Вечная борьба Добра и Зла :
а). древние , но вечно живые понятия ;
б). литература о вопросах нравственности ;
в). тревога за сохранение человеческого в человеке .
III. «Per aspera ad astra».
« Через тернии к звездам».
... ни один человек не постигает впол-не истины до тех пор , пока он не был ее противником .
( Р. Эмерсон )
Человечество
в очереди
топчется
за газетами,
хлебом,
зарплатою...
Пропустите Россию без очереди
За правдой!
(П. Вегин)
Мир литературы - это сложный удивительный мир, и в то же время очень противоречивый. Особенно на рубеже веков, где вновь вливающиеся, новое сталкивается с тем, что подчас усматривает или становиться образцовым, классическим. Либо одна формация заменяется другой: соответственно меняются взгляды, идеология, бывает, даже мораль, рушатся устои (что и происходило на рубеже 19 - 20 веков). Все изменяется. И сегодня, на пороге 21 века мы это ощущаем на себе. Неизменным остается только одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой, непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречивые точки зрения. Эти произведения - живая память о тех художниках, которые не оставались обыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека», - пишет В. Распутин. И пусть нашей благодарной памятью художникам слова будет наше неравнодушное отношение к их творениям. Многие имена за последнее время возвращаются в литературу.
На смену прежнему - краткому курсу русской литературы пришел полный, с именами тех писателей, о которых современный читатель знал понаслышке, произведения либо давно не переиздавались, либо вообще не печатались.
Ни одна страна в мире не знала сразу три революции в начале века: 1905 январь, 1918 февраль, октябрь. Литература развивалась в преддверие надвигающийся трагедии. Рождались новые идеалы, шла бурная переоценка ценностей. Предметом внимания становятся такие вопросы философского характера, как «общество и человек», «Революция: эксперимент, трагедия или творчество идеалов», «Для чего живет человек, какова его роль в истории, в чем тайна его бытия ?» Но новая формация требовала однозначное отношение к происходящим событиям: безоговорочное принятие революционных идей.
Что это - снова угроза
Или мольба о пощаде ?
( Н. Гумилев )
И вот наградой таланта становится его преследования. Подвергается гонениям творчество Б. Пастернака; вокруг его поэзии обостряются споры, положение в литературе осложнялось. А вышедший за рубежом роман «Доктор Живаго» еще более усугубляет судьбу писателя. Он отказывается
от Нобелевской премии, присужденной за это произведение. Рассуждение автора о бессмысленном кровопролитии на фронтах революции и гражданской войны, о голоде, разрухе, насилии, - властям не нужны. Имя писателя предается забвению, стихи почти не печатаются, роман увидит свет в нашей стране лишь в 1988 году. В стихотворении «Нобелевская премия» Б.Л. Пастернак выражает надежду
... Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
В произведениях Б. Пильняка торжествует разум человеческий. Он за сильную личность, но личность которая во главу всего ставит не насилие, а человечность. О его произведениях («Красное дерево» и др.) говорилось, что опубликовали «по ошибке», или вообще на родине не печатались (повести публиковались за рубежом). В 1938 году по сфабрикованному доносу Пильняк арестован и расстрелян. Не услышан голос предупреждения в романе Е. Замятина « Мы » . Люди в построенном из стекла и бетона городе не имеют лица в буквальном и, конечно, в переносном смысле, они носят на золотых пряжках номера, и, чтобы все были счастливы, в городе, все идет по намеченному расписанию: работа, отдых, даже любовь. Критики назвали этот роман «злобным памфлетом на советское государство», а именем талантливого писателя пугали и читателей, и писателей того времени.
В этой надвигающейся ломке «страшного мира» трагедия истинных художников становится какой-то жестокой закономерностью. Безжалостно отвергается творчество К. Бальмонта, И. Бунина, А. Куприна, и др., хотя они являлись продолжателями литературных традиций Л.Н. Толстого, А.П. Чехого, традиций гуманизма, отрицания насилия над личностью, истинной любви к отечеству, и к его прошлому. Считается, что не время писать о любви, природе, философствовать о внутренних переживаниях человека. Мы читаем строки И. Бунина о сказочной птице вирь:
В испуге бьется средь ветвей
Тоскливо стонет и рыдает,
И тем тоскливей, там грустней,
чем человек больней страдает...
Не случайно это стихотворение заканчивается словами о страданиях человека. Поэт-гуманист, И. Бунин не раз еще коснется этой темы. К. Бальмонт в глубоких переживаниях человека раскрывает непознанный высший смысл жизни. Жажда божественного совершенства владеет поэтом:
День догорает. Закат загорается.
Шепотом, ропотом рощи полны.
Новый восторг воскресает для
жителей
Сказочной светлой свободной
страны.
*** Кривда с Правдою сходилась,
Кривда в споре верх взяла.
Правда в солнце превратилась,
В мире чистый свет зажгла.
Л. Андреев глубоко ощущает разлад человека с самим собой.. А. Куприн говорит в своих рассказах о многочисленных противоречиях сущего. Его поэтическое, взволнованное повествование, казалось, не должно было бы оставить читателей равнодушными (Мне очень тяжело поверить, что Куприн был запрещен. Почему? Из-за того что не писал про колхоз?)
Эмигрируют: И. Бунин; К. Бальмонт; остается в Финляндии Л. Андреев, где в своих последних записках рисует охваченный безумием мир; будучи противником насилия с отступающими белыми войсками покидает Россию А. Куприн.
«Иуда по пальцам вычислял достоинства того, кого он продает»
(Л. Андреев, «Иуда Искариот»)
А о достоинствах и таланте перечисленных писателей не рассуждали, их имена просто вычеркнули из русской литературы. Только в последнее время на книжных полках магазинов стали появляться вновь изданные произведения, в которых любовь, смерть и подвиг объединялись в общечеловеческое понятие добра милосердия и благородства. Никому было невдомек, что русский интеллигент
1 2 3
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|
, ,
|
|