|
Особенности жанра "страшного" рассказа А.Г. Бирса |
|
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Особенности жанра «страшного» рассказа А.Г. Бирса
Дипломная работа
студентки V курса
филологического факультета
дневного отделения
Лебединцевой Марии Владимировны
К защите допущена.
Заведующий кафедрой зарубежной литературы и художественной культуры БашГУ, доктор филологических наук, профессор Федоров А.А. Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Морозкина Е.А.« … »……………………2000 года « … »…………………2000 года
Уфа 2000
Содержание
Введение 3
Формирование жанра «страшного» рассказа 7
Особенность традиции 7
Амброз Бирс и американский фольклор 30
Роль двойной концовки в композиции новелл Амброза Бирса 45
Общность художественных приемов в «страшных» и сатирических рассказах Амброза Бирса 51
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение. Список рассмотренных произведений Амброза Бирса 74
Введение
Амброз Грегори Бирс (Ambrose Gregory Bierce, 1842-1913) известный американский писатель, творивший на рубеже веков. Новеллистика его отличается тематическим разнообразием: здесь и произведения, написанные в традиции «страшных» рассказов Эдгара По, и сатирические зарисовки в духе Марка Твена, и новеллы, посвященные горькому уделу простого человека в Америке конца XIX века.
Амброз Бирс - «человек, сам себя сделавший», «self made man», как говорят американцы. Он переменил множество профессий, потом поступил в военную школу в Кентукки и всегда очень много читал. После Гражданской войны он начинает писать стихи, рассказы, очерки, статьи; становится корреспондентом газеты «Ньюз Леттер», колумнистом и тридцать лет подряд сотрудничает в разных газетах и журналах; на несколько лет уезжает в Англию, где тоже успешно работает в прессе. По возвращении Бирс становится одним из организаторов Клуба богемы, а в 1887 году фактическим редактором «Сан-Франциско Экземинер». Бирс - один из самых ярких, примечательных людей своего времени, но как писатель при жизни был почти неизвестен. В отличие от Брет Гарта, Джека Лондона и других, его дебютный рассказ («Долина призраков»), как и первый сборник «Самородки и пыль» (1872), остался без внимания.
К его книгам критика и читатели начали обращаться лишь в двадцатые годы XX века. Лучшее из созданного им востребовано те самые рассказы, которые отвергались современниками, пылились в ящиках письменных столов издателей.
Первый сборник рассказов Бирса в нашей стране вышел в 1926 году («Настоящее чудовище»), в 1928 году в «Вестнике иностранной литературы» публиковались афоризмы из «Словаря Сатаны». В 1938 году вышел второй, гораздо более полный сборник. С тех пор его рассказы выходили достаточно регулярно.
Исследование творчества Амброза Бирса представлено в отечественном литературоведении общими обзорами его творчества в работах Анисимова И., Елистратовой А., Кашкина И., Николюкина А., диссертацией на соискание ученой степени кандидата филологических наук Танасейчук А.Б. (1989); творчеству Бирса посвящены главы в трудах зарубежных критиков В.В. Брукса, Р. Спиллера, В.Л. Паррингтона.
Цель дипломной работы - проследить развитие жанра психологической новеллы в творчестве Бирса, а именно, его «страшных» рассказов и выявить индивидуальные особенности художественного метода Бирса.
В критической литературе справедливо отмечается влияние, оказанное Э. По и, в частности, его теорией «тотального эффекта», на поиски
Бирса в области композиции и проблематику «страшных» рассказов.
Задача дипломной работы определить «степень» оригинальности новеллистики Бирса, исследовать новаторство его в жанре новеллы.
Новизна данного исследования заключается в изучении влияния факторов, сформировавших оригинальный подход писателя к данному жанру. В работе рассмотрено соотношение «страшных» рассказов Бирса и американской фольклорной традиции устного рассказа-«страшилки» (заимствование отдельных мотивов, сюжетных коллизий и персонажей), проявившихся в тематике «страшных» рассказов, и выявлены оригинальные авторские приемы в русле этой традиции. Данный вопрос освещается в первой главе дипломной работы.
Бирс усовершенствовал структурную композицию, построение новелл, введя прием дополнительной детали в композицию. Модель построения его новелл представима в следующем виде: завязка обширная композиция кульминация псевдоразвязка развязка. С помощью двойной развязки писатель добивался усиления эмоционального эффекта, увеличения драматизма повествования. Обычно псевдоразвязка являла собой удачное разрешение конфликта, положенного в основу сюжета, развязка же истинная развенчивала мнимый хэппи-энд и окрашивала повествование в трагические тона. Этому посвящена вторая глава.
Традиционно рассказы Аброза Бирса классифицируются как сатирические и психологические (при этом подразумеваются именно рассказы Бирса). Реалистическое изображение будней войны и психологии человека на войне были творческим открытием Бирса, здесь бессмысленно искать американских предтеч. А следовательно, вся его система художественных координат, вызывающая столько ассоциаций с новеллами По, на деле остается явлением вполне самостоятельным и оригинальным.
В отличие от сатирических и военных рассказов, тематика «страшных» новелл Бирса целиком посвящена ирреальному. Характерно, что скептика и позитивиста Бирса так привлекало все внешне необъяснимое, а сатирик в нем охотно разоблачал и высмеивал всех тех, кто мог поверить в возможность рассказанного.
В настоящей работе изучается возможности «сблизить» сатирические и «страшные» рассказы Бирса на основе идеи использования в них писателем сходных приемов (фантастика, гротеск как элементы эстетики «ужасного»). Сатирический гротеск Бирса, как нам представляется, являет собой совершенно особый фон для изображения событий в его «страшных» рассказах столь неожиданное и оригинальное использование этого приема как нельзя более органично вписывается в эстетику писателя. Благодаря такому комбинированию стилистических средств, впечатление, производимое конкретным рассказом, заметно усиливается. Этому посвящена третья глава.
В заключении подведены итоги исследования, и сделаны выводы о важном значении творчества Бирса в дальнейшем развитии жанра новеллы в литературе XX века.
В приложении к дипломной работе приведен список проанализированных произведений Амброза Бирса.
Формирование жанра «страшного» рассказа
Особенность традиции
Короткий рассказ (новелла) был достаточно распространенной в Америке жанровой формой в первой половине XIX века; видимо, вошедшая в поговорку стремительность американской жизни в некотором роде заставила американских писателей быть краткими. Рассказы (а печатались они, главным образом, в популярных журналах, что также не могло не сказаться на развитии жанра) были именно тем средством, благодаря которому некоторые самые характерные произведения лучших американских писателей получили одобрение публики. Американская
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|
, ,
|
|