|
Софистические приемы некорректного ведения юридического диалога |
|
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ............................. 6
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА..............................12
3. АНТИЧНАЯ НАУКА......................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................22
В В Е Д Е Н И Е
Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра-
зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля-
ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в
понимании самого содержания культуры.
В научной литературе существуют различные определения цивилиза-
ции. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап
человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в лите-
ратуре часто встречаются определения типа "европейская цивилизация",
"американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые
подчеркивают своеобразие региональных культур.
Понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis (граж-
данский, государственный, политический) и во многом совпадает по
смыслу с понятием "культура". Первое понятие возникло и вошло в
русскую мысль в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в сис-
теме государственного устройства, разумно устроенного общества. Вто-
рое понятие еще со времен античности означало формирование, воспита-
ние человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, по-
нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культу-
ра", оставив за ним то, что относится к формированию личного, твор-
ческого начала в человеческой деятельности. В то же время за поняти-
ем "цивилизация" в качестве одного из его определений закрепилась
характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Соци-
альные преобразования и научные достижения 20 века внесли много но-
вого в понимание цивилизации, которую стали рассматривать как це-
лостность экономической, социально-классовой, политической и духов-
ной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных
границах.
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется до-
вольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг
друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей
степени к понятию "цивилизация", а немецкие авторы - к понятию
"культура".
В отечественной литературе еще в начале 19 века понятие "куль-
тура" вообще не использовалась, заменяя его рассуждениями о просве-
щении, воспитании, образовании, цивилизации. Русская социальная
мысль стала использовать понятие "культура" в связи с рассуждениями
о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Так, П.Л.Лавров пи-
сал: "Как только работа мысли на почве культуры обусловила общест-
венную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то
культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась".
В настоящее время понятия "цивилизация" и "культура" часто
употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие
друг друга. И это представляется правомерным, поскольку культура в
широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.
Однако из этого не следует, что один термин может полностью за-
менить другой. По мнению Н.Я.Бромлей, "когда
EDucation Network 468х60
мы говорим "цивилиза-
ция",мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества.
Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной культуре,
о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояс-
нения - какую культуру мы имеем ввиду".
По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности
человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира,
совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и ду-
ховных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении
мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный
процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и
вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает
освоения умений и знаний, необходимых для для труда, общения и поз-
нания.
Таким образом, под культурой современная наука понимает все то,
что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе
помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей
во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией
же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следу-
ющие: дикость-"период преимущественно присвоения готовых продуктов
природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением
глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животно-
водства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сде-
лалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и
реакционности); цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфа-
витной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей
промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным
углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречи-
ях государственной организацией.
В истории человечества принято различать следующие основные ти-
пы цивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия,
Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая;
4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.
Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи,
приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации совре-
менной эпохи.
Следовательно цивилизация античности - один из периодов разви-
тия культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древ-
него Рима.
1. 2К У Л Ь Т У Р А 0 2Д Р Е В Н Е Й0 2 Г Р Е Ц И И
Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фес-
салию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пага-
сейским заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, юж-
ную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от
нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных
времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к
континентальному, до 19 градусов на Кикладах.
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Гре-
ции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели
вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халки-
да происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древ-
ней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.
Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне
развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи
ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра
была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но
прежде всего керамику - в этом греки
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|