|
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Архангельская Государственная Медицинская академия
Институт менеджмента
Контрольная работа по дисциплине:
«Логика»
Тема: «Менеджмент»
Исполнитель: студентка IV курса
Вечернего отделения
Алексеева Юлия Анатольевна
шифр № МВСС 98301
Проверил: преподаватель
Санталов Л.А.
Архангельск
1999 г.
План:
I. Введение. Развитие научного управления и эволюция термина “менеджмент”.
II. Основная часть.
1. Понятие “менеджмент”.
a.) Формирование понятия.
b.) Определение понятия и проверка его правильности.
c.) Деление понятия.
d.) Обобщение и ограничение. Круги Эйлера.
2. Простой категорический силлогизм.
III. Заключение.
I. Введение. Развитие научного управления и эволюция понятия “менеджмент”.
В конце XX века в нашей стране произошли серьезные экономические преобразования: изменились отношения собственности, а вместе с ними цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. Административно-командная система управления ушла в прошлое. Существенно возросла роль управляющих структур. Поэтому знание менеджмента сегодня необходимо для управленцев разных уровней. Но, прежде чем начать изучать его различные направления необходимо разобраться в содержании термина.
Можно ли одной фразой определить, что такое менеджмент? Это ничуть не проще, чем определить, например, что такое “любовь”. Менеджмент необычно сложное явление, которое охватывает огромный спектр самых разных видов человеческой деятельности (от промышленности до политической борьбы, от спорта до социальных движений). Термин трактуется очень широко. Дело в том, что как социально-экономическое учение менеджмент возник только в конце прошлого века. Промышленная революция XVII-XIX веков сделала необходимым научный подход к управлению. Но сама теория управления относительно новое явление в истории бизнеса. Первые попытки привести в систему имеющиеся знания в сфере управления экономикой и производством связывают с именем Генри Р. Тауна, основателя и президента “Эйле энд Таун Манифактуринг”. В 1886 году он писал, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу. Таун отмечал, что у менеджеров нет научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы и теории. В истории менеджмента выделяют три основных школы теории управления:
· Классическая школа (представители - Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбретт, А. Файоль и М. Вебер).
· Школа человеческих отношений (М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, О. Шелдон и др.).
· Школа науки управления (Барнард Ч.И. и др.).
Эти школы возникли в разные исторические периоды. Все они первоначально были ориентированны только на производственно-хозяйственную сферу деятельности, их открытия использовались в текущей управленческой практике. Но сегодня принципы научного управления применяют далеко за пределами производства. Произошла интеграция понятия “менеджмент”.
В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.
В американском учебнике для студентов по курсу менеджмента дается следующее определение: “Менеджмент это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей” [5, стр. 10]. Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация
EDucation Network 468х60
означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели это те результаты, которых добиваются основные акционеры кампании.
Встречаются и более упрощенные определения менеджмента. Например:”Менеджмент это искусство получения работы, сделанной посредством других” [5, стр. 11].Такое определение не подойдет менеджерам в условиях все возрастающей сложности управленческого процесса.
Можно встретить и такое определение: “Менеджмент это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм” [5, стр. 11]. Но в чем его цель и практическое приложение?
Дадим правильное определение на русском языке, в котором слово “менеджмент” используется сравнительно недавно. Глагол “управлять” применяется у нас для всех без исключения сфер и видов деятельности, где требуется управление как таковое. Но, если задуматься, вряд ли все приемы и методы, с помощью которых управляют на заводе или фабрике, будут хороши в управлении деятельностью парламента или в правительственной сфере. А управление автомобилем существенно отличается от управления коллективом. В англоязычных странах разделение соблюдается более четко:
To manage управлять в хозяйственной сфере (фирма, магазин, оптовая база и т.д.).
To govern управлять в политической сфере (правительство, региональное руководство и т.д.).
To control управлять в сфере техники (машинами, техническими комплексами и т.д.).
В настоящее время в России слова “менеджмент” и “управление” часто применяют как синонимы. Значение термина “менеджмент” недопонимается. С точки зрения логики мы не можем назвать “менеджмент” просто управлением, наукой или только искусством управления. Попытаемся выделить конкретные, устойчивые, существенные и необходимые признаки менеджмента, т.е. определим истинный объем и содержание данного понятия.
II. Основная часть.
1. Понятие “менеджмент”.
Понятие это форма абстрактного мышления, в которой отражаются признаки одно-элементарного класса однородных предметов.
a.) Формирование понятия.
Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Применим их для формирования понятия “менеджмент”.
Не вызывает сомнения, что менеджмент это отрасль управленческой деятельности. Но менеджмент не единственное понятие, которое можно отнести к управлению. Чтобы составить понятие о нем, произведем анализ, разберем его составные части. Итак,
Менеджмент это
· Стадия управленческого процесса;
· Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств научного управления;
· Имеет практическую цель достижение высокой эффективности деятельности, лучшего использования ресурсного потенциала;
· В данной социальной группе (организации, фирме, компании).
Задача дать правильное определение понятию “менеджмент” затруднена тем, что оно включает в себя два одновременно идущих процесса:
· Научное исследование, теория управления;
· Практическое применение полученных знаний.
Чтобы выделить существенные и несущественные признаки предмета, используем прием сравнения.
Таблица 1.
МенеджментМаркетингПонятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.Существенные сходства· Стадия управленческого процесса;
· С использованием достижений науки управления.· Стадия управленческого процесса;
· С использованием достижений науки управления.Существенные различия· Понятие имеет больший объем, меньшее содержание;
· Управление всей деятельностью данной социальной группы;
1 2 3 4
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|