|
СНГ: позиция Узбекистана
Приобретение Узбекистаном государственной независимо-сти и переход к рыночной экономики
обусловили необходи-мость развития внешне экономической деятельности респуб-лики и
интеграции её в мировое хозяйство.
Одним из направлений этого процесса является развитие прямых и многосторонних отношений со
странами образую-щими Содружество Независимых Государств (СНГ). Это Со-дружество было
создано 21 декабря 1991 года. В Алма-Ате одиннадцать руководителей независимых государств подписали декларацию о взаимодействии участников Содружества. СНГ представляют следующие государства: Азербайджанская Рес-публика, Республика Армения, Республики Беларусь, Респуб-лики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркмени-стан, Республики Узбекистан и Украины.
Узбекистан поддержал идею Содружества, вошёл в состав его учредителей.
22 декабря 1993 года в Минске, подписан Устав СНГ, в ко-тором определены принципы и цели Содружества, где подчёр-кивается, что эта организация проводит свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права. Цели Содружества, определённые Уставом предусматривают сотрудничество в экономической, политической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами международного права и документами СБСЕ; Сотрудничество между государствами - членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие граждан государств в свободном общении, контактах и пере-движении в сотрудничестве; взаимная правовая помощь и со-трудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содру-жества (ст. 2 "Устава СНГ").
Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеет положение Устава о том, что
Содружество не является го-сударством и не обладает наднациональными полномочиями. Наличие у
Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета
государств- чле-нов позволяет говорить о нём, как о международной, государст-венной
организации.
Для государств Содружества многосторонние и двухсторонние договорные отношения на основе
равноправного партнерства являются естественным процессом. В основе этого процесса "лежат не
только территориальная близость и экономическая сопря-жённость стран Содружества, но и
глубокие исторические корни, культурные и духовные связи, общность судеб народов на
протяжении большого исторического периода".
В книге Ислама Каримова "Узбекистан на пороге ХХ1 века" подчёркивается, что необходимо при этом отмечать подлинную интеграцию от "искусственно" насаждаемой политической интеграции "вопрос заключается не в том, чтобы выбирать между независимостью и интеграцией, а в том, чтобы гармонизировать эти два направления".
Очень спорным выглядит идея так называемой "углублённой интеграции стран СНГ". СНГ превращается в ряд субрегиональных полити-ческих альянсов и экономических межгосударственных блоков. Формирование ориентированных на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ, Сообщества Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, а также, Восточноевропейской (Украина, Молдавия) оси и совершенно новый - ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) без участия Росси - это в большей мере вынужденные действия вла-сти, чем закономерные следствия продуманной политики новых государств.
Для Узбекистана однозначно неприемлемы такие Союзы и Сообщества, так как они ограничивают свободное сотрудничество со всеми заинтересованными государствами доброй воли.
При подобных интеграционных процессах возникает озабоченность возвращения к старой империи, то есть потери государствами суверенитета и независимости. Это, прежде всего, относится к образованию надгосударственнх структур, которые наделяются правом "принимать решения прямого действия, то есть обязательные к исполнению всеми органами и организациями, через голову соответствующих легитимных органов каждой отдельной страны-участницы Договора". "Сколько требует себе полномочий соответствующая надгосударственная структура Сообщество, ровно столько же полномочий и прав теряет каждое отдельное сегодня, суверенное государство. Это истина, отрицать которую невозможно".
Узбекистан придерживается утверждённого устава СНГ, в рамках которого возможно углублять экономическую и финансовую интеграцию, цивилизованно решать вопросы платежей, снятия барьеров на пути экономической и гуманитарной интеграции. И для этого вовсе не обязательно подписывать договоры и входить в различные Союзы, которые носят, прежде всего, геополитический характер.
Навряд ли подобные договоры, политические альянсы помогут решить внутренние кризисные ситуации в странах Содружества. "Ведь сегодня стало совершенно очевидно, что основная причина кризисной ситуации в экономике государств на постсоветском пространстве - это, прежде всего, ломка изжившей себя идеологии тоталитарной, командно-административной, центрально-распределительной системы, переход к новым рыночным отношениям, к свободной экономике, которыми живёт сегодня весь мир".
Часто причина неработающих предприятий во многих странах Союза не в разорванных связях, а в неумении приспосабливаться к новым условиям хозяйствования. Такие предприятия не могут найти сбыт своей продукции, у них нет средств для поддержки и развития производства.
Отсюда видно, что надо быстрей реформировать экономику, совершенствовать механизмы расчётов, элементарно навести у себя необходимый цивилизованный порядок.
При интеграционных процессах нужно учитывать мировой опыт (пример Европейского Союза, АСЕАН, АТЭС), но необходимо иметь ввиду и ту особую ситуацию, которая имеет место на постсоветском пространстве.
Как показывает опыт Европейского Союза подлинная интеграция достигается десятилетиями - это результат большого пути, пройденного государствами-участниками.
Интеграция подобная Европейскому Союзу возможна между странами имеющие стабильные, основательные демократические общественные государственные структуры, сформировавшие прочные рыночные и правовые законодательные нормы, механизмы и инфраструктуру по их реализации. Страны, входящие в Европейский Союз, располагают примерно равным, достаточно высоким экономическим потенциалом. Нет государств, которые бы имели явно выраженные преимущества по своему развитию.
Рассматривая вопрос об односторонних и многосторонних связей в рамках СНГ и, прежде всего Узбекистана со странами Содружества необходимо учитывать следующие факторы.
1. Страны Содружества встали на путь рыночных преобразований, в ходе которых
происходит изменение в отношениях собственности, формируются инсти-туты рыночной инфраструктуры, а также новые механизмы го-сударственного регулирования в экономике. Вместе с тем в странах СНГ эти процессы идут с различной степенью интен-сивности и находятся на разных этапах своего осуществления. Например, одним из основных направлений
1 2 3
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|
, ,
|
|