Top100
Поиск: реферат, курсовая, диплом
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Банк рефератов / Музыка /

Церковная музыка

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА музыка христ. церкви. Вплоть до 17 в. церковь оставалась гл. центром муз. профессионализма; в рамках церк. культуры были созданы высокие художеств, ценности, складывались мн. муз. жанры, развивались теория музыки, нотация, педагогика. Для европ. культуры важен процесс взаимодействия церк. и светского иск-ва. Раннехрист. Ц. м. формировалась в тесной связи с традициями ряда культур Средиземноморья (иудейской, египетско-сиро-палестинской, позднеантичной). К синагогальному и храмовому богослужению восходит антифонная и респонсориальная псалмодия. Влияние антич. гимнотворчества ощутимо в гимнах. Складывалась и традиция чтения нараспев отрывков из Библии (литургич. речитатив). Важную роль в становлении осн. форм христ. богослужения сыграли т. н. агапы, или вечери любви, на к-рые собирались в память о Тайной вечере. Из них развились позднейшие формы литургии, всенощная. Постепенно сформировалась целостная система церк. богослужения с его суточным (гл. служба обедня), недельным (с центр, воскресным богослужением), годовым (с неподвижными и подвижными праздниками) циклами, или “кругами”. Раннехрист. пение было одноголосным. Со временем участие женщин в обществ, богослужебном пении было запрещено; вплоть до кон. 1-го тыс. не допускалось и использование муз. инструментов. Разделение церкви на зап. католическую и вост. православную официально закреплено “схизмой” 1054. В Зап. Европе возник ряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии: римская, миланская (амвросианская), староиспанская (мозарабская), старофранцузская (галликанская), кельтская (британо-ирландская). Постепенно все региональные традиции вытеснил официальный рим. хорал (см. Григорианское пение). Все канонизиров. песнопения делились на 2 большие группы, принадлежащие мессе и оффицию. Создание новых напевов продолжалось вплоть до Тридентского собора (154563), запретившего ряд песнопений, в т. ч. тропы и мн. секвенции. Тропы стали одним из источников литургической драмы. Тексты и напевы церк. служб содержались в спец. книгах (см. Антифонарий, Градуал, а также Liber usualis}. До 9 в. католич. церк. пение было одноголосным. В 913 вв. возникли разл. формы многоголосия органум, дискант, гимелъ и др. Однако вплоть до 1516 вв. многоголосие понималось как обработка одногол. григорианского напева. В практике школы Нотр-Дам эпохи Ars antiqua сложились осн. формы и жанры ср.-век. многогол. Ц. м. органум, мотет (не являлся сугубо церк. жанром), рондель, кондукт, клаузула, гокет. В эпоху Ars nova появились многогол. месса и изоритмич. мотет (см. Изоритмия; Филипп де Витри, Г. де Машо). Месса и мотет оставались ведущими жанрами в Ц. м. композиторов нидерландской школы (15нач. 16 вв.). 2-я пол. 16нач. 17 вв.рубежный период в истории Ц.м., особенности к-рого обусловлены деятельностью Тридентского собора. Олицетворением строгого церк. стиля, классич. образцом эстетики римской школы (хор. пение а сарреИа, прозрачная полифония, опора на традиц. жанры) стало творчество Палестрины. Новый, конц. стиль сложился в Венеции. В соборе Сан-Марко во 2-й пол. 16 в. звучали многохорные композиции с богатым инстр. сопр. А. Вилларта, К. де Роре, К. Меруло, А. и Дж. Габриели. На рубеже 1617 вв. Ц. м. испытала влияние нарождающегося оперного стиля: в церк. композициях?-появились генерал-бас (А. Банкьери, Л.Виадана), сольное ариознб-* речитативное пение, возросла роль инстр. начала; была создана^ самостоят, инстр. лит-ра (прежде всего органная). Вершина новой ^ Ц. м. в нач. 17
в. произв. К. Монтеверди. В 18 нач. 19 вв. с развив' тием оперы и симфонии происходили драматизация и симфонизация церк. жанров; нередко произв. утрачивали свою богослужебную функцию и становились самостоят, конц. композициями. Про-изв, в разл. церк. жанрах были созданы композиторами венской классической школы. Особенно значительны последние мессы И. Гайдна, Реквием В. А. Моцарта, “Торжественная месса” Бетховена. К ним примыкают мессы, Stabat mater ряд “Salve Regina” и др. церк. соч. Ф. Шуберта. Романтич. трактовку получили церк. жанры в мессе и Реквиеме Р. Шумана, Реквиеме и Те Вент Берлиоза. В кон. 1819 вв. григорианский хорал в церк. композициях почти не использовался. Реакцией на засилье оперно-конц. стиля явилось движение за восстановление строгой полифонии а сарреllа эпохи Палестрины и рим. хорала (“Объединение св. Цецилии” в Германии, “Схола канторум” во Франции). Эти тенденции проявились в поздних произв. Ф. Листа, в т. ч. в его Реквиеме. В 20 в. к церк. жанрам обращались И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Б. Бриттен, Ф. Пуленк, О. Мессиан, 3. Кодай, К. Пендерецкий, Д. Лигети и др. В результате Реформации 16 в. наряду с папской католич. церковью возникли обладающие автономией протестантские: кальвинистская, англиканская, лютеранская. Общинное пение кальвинистов ограничивалось псалмами. Кальвин опубликовал франц. перевод Псалтири с мелодиями Л. Буржуа и др. авторов; наиб. полно они представлены в т. н. Генфской (Женевской) псалтири 1562. Эти мелодии легли в основу многогол. хор. обработок Л. Буржуа, К. Гудимеля, К. Ле Жена, К. Жанекена (в 4-гол. хоральном складе, с сати& Нгтив в сопрано); в Нидерландах эти напевы обрабатывали Клеменс-не-Папа, Т. Сузато, Я. П. Свелинк. Англиканская церковь отделилась от Рима при Генрихе VIII (1534). Перевод Псалтири на англ. язык осуществили Т. Стерн-холд и Дж. Хопкинс. Они же и нек-рые др. композиторы были авторами и новых мелодий. В елизаветинскую эпоху (2-я пол. 16 в.) Дж. Булл, К. Тай, Т. Таллис, Т. Морли, У. Бёрд создали много-гол. обработки псалмов, родственные произв. Гудимеля и Ле Жена. В Англии появился и специфически нац. церк. жанр антем (Т. Морли, У. Бёрд, О. Гиббоне, Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель), но вместе с тем создавалась музыка в традиц. католич. жанрах на лат. тексты (месса, мотет). Первые переводы с латинского на нем. язык песнопений мессы и оффиция принадлежат Т. Мюнцеру. М. Лютер предложил новый порядок проведения службы; он отказался от большинства служб часов, от оффертория и канона в мессе, расширил общинное пение. В монастырях, Домских соборах, городах с лат. школами сохранилась лат. литургия с заменой отд. разделов нем. песнями общины. В небольших городах была введена месса, состоящая лишь из нем. духовных песнопений (см. Протестантский хорал). В 16 17 вв. появились многочисл. сб-ки многогол. обработок хорала (И. Вальтер, Л. Озиандер, Л. Зенфль, X. Л. Хаслер, М. Преториус, И. Г. Шейн, С. Шейдт и др. вплоть до И. С. Баха). На протяжении 1617 вв. осн. жанром многогол. протестантской музыки оставался мотет. В 18 в. он уступил ведущее место кантате. В странах нем. языка также получил распространение жанр “страстей^ (И. Бурк, Я. Галлус, Г. Шютц, Р. Кайзер, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Теле-ман, И. Маттезон, И.С.Бах). Нем. композиторы 1718 вв. обращались и к католич. церк. жанрам; такова, напр., месса H-moll Баха одна из крупнейших вех в истории Ц. м. В протестантском ритуале 1718 вв. особенно существ, роль принадлежала органисту. Звучание органа (прелюдирование на хоральные темы)
1 2
НА САЙТЕ:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования