Top100
Поиск: реферат, курсовая, диплом
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Банк рефератов / Музыка /

Авторское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

АВТОРСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Специальность 053100 «Социально-культурная деятельность»

Исполнитель: Плахин Григорий Валерьевич, студент 5 курса отделения очного обучения специализации «Менеджер социально-культурной деятельности»

Научный руководитель:

Попова Флорида Хасановна, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности

Тюмень 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение___________________________________________________________3

Глава 1. Авторское музыкальное самодеятельное творчество как феномен культуры

1.1 . История возникновения и развития АМСТ______________________11 1.2 . АМСТ в «советский» и современный периоды развития__________21

Глава 2. Анализ современных форм организации АМСТ

2.1. Конкурсы и фестивали как основная форма развития АМСТ_______________________________________________________44 2.2. Клубы самодеятельной песни (КСП) как движущая сила развития движения авторской песни_____________________________________60 2.3. Организация фестивальных и конкурсных форм АМСТ в г. Тюмени __________________________________________________68

Заключение_______________________________________________________76

Библиографический список_________________________________________78

Приложения_______________________________________________________82

ВВЕДЕНИЕ Культура любого народа складывается из множества составляющих. Она столь велика, что любой индивидуум, принадлежащий к какой-то определенной культуре, может быть отождествлен не с ней, а лишь с ее частью. Культура динамична, но вместе с тем в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны. Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к изменению целого, но так как изменения происходят постоянно, то стремление к гармонии, идеалу бесконечно. Антагонизм старого и нового особенно заметен в современной социокультурной ситуации в России. Кардинальные изменения в обществе в начале 1990-х гг. явились сильнейшим толчком, повлекшим за собой множественные изменения в области культуры. В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что современно. Но если раньше что-то неизменно могло считаться современным многие десятилетия, то сейчас этот срок гораздо меньше: измеряется годами и даже месяцами. В настоящее время мы можем говорить о конкуренции культуры: меж- и внутрижанровой; межвременной; межкультурной (даже межцивилизационной). Житель средневековой Руси довольствовался местечковым фольклором (смесь жанров). Современный житель уже выбирает для себя приоритеты: в массовом плане это означает ослабление одних жанров искусства и усиление других в жизни общества. Современность в культуре не зависит от времени изготовления культурного продукта, так как он почти всегда носит нематериальный характер, а значит, не подлежит физическому износу. Но даже материальные носители культуры (произведения архитектуры, живописи и т. п.) со временем не исчезают бесследно: в любом произведении культуры важна его идея, а не только внешние формы. Так, читая «Слово о полку Игореве», книгу, изданную, может быть, всего месяц назад, мы знакомимся
с древним фолиантом, а, играя произведения Баха, мы не просто воспроизводим нотные знаки в звук, а передаем слушателям идею. Письменность, а в дальнейшем звуко- и видеозапись помогают нам сохранять идеи культуры, созданные в прошлом, и делать их конкурентными вновь создаваемым. Глобализация породила межкультурную, межцивилизационную конкуренцию. В долговременной перспективе этой конкуренции нами видится следующий результат: исчезновение культурного многообразия, но вместе с тем создание еще не веданной нам полицивилизации (так как национальные культуры не будут попросту уничтожаться, как это зачастую имело место в прошлом, а будут поглощаться мировой). В полицивилизации будет происходить многократное усиление внутренней конкуренции, что в свою очередь повлечет за собой создание неких внутрикультурных общностей, объединенных на основе социального статуса, а не национальной или государственной принадлежности. Разумеется, это не может произойти в одночасье, но уже происходит. Поклонник рока может слушать рок, но не пойдет на классический концерт. А ведь рок и классика являются составляющими общемировой культуры. Современному горожанину сложно воспринять фольклор чуждую ему составляющую культуры, но авторское музыкальное самодеятельное творчество будет им осмыслено и понято, подвергнется определенному воздействию для изменения. Авторское музыкальное самодеятельное творчество (далее АМСТ) традиционно является составной частью культуры российского общества, формой самоорганизации, возродившейся в годы «оттепели» как неофициальная музыкально-поэтическая составляющая культуры, завладевшая на многие десятилетия умами передовой части общества интеллигенцией, студенчеством. Отмена в нашей стране цензуры в начале 1990-х гг. XX века, появление гражданских прав и свобод в обществе, формализация движения во многом изменили его сущность и формы. Богатейшее культурное наследие может быть утрачено, поглощено массовой культурой. Многие корифеи движения считают, что оно изжило само себя. Несомненно, «авторской песни» в советском понимании этого слова уже нет, но так как явлению не десятки, а сотни и тысячи лет, то оно не может исчезнуть в одночасье. На наш взгляд, современная авторская песня должна вобрать в себя все то лучшее, что было создано в советское время, и приспособиться к существованию в свободном обществе и к экономическим реалиям сегодняшнего дня. Современная социокультурная ситуация в России способствует трансформации явления на новом витке развития цивилизации и востребованности в будущем. На данный момент недостаточно научных работ, посвященных авторской песне. Издаются преимущественно в основном только сборники произведений отдельных авторов или журналистские эссе на уровне вопросов - ответов. Очень мало работ, рассказывающих об истории авторской песни, еще меньше - изучающих ее как явление отечественной культуры, во многом предопределившей ее современное состояние, и фактически нет работ, повествующих о современном состоянии АМСТ, о путях его развития, о влиянии его на общую социокультурную ситуацию в стране. Стихийно развивающиеся клубы самодеятельной песни, фестивали, превращающиеся в сугубо коммерческие шоу, ограничения законодательства в области применения авторских прав - все это может привести к утрате огромного пласта отечественной культуры, весьма самобытного, получившего свое развитее в годы тоталитаризма. Заметна тенденция возрастания интереса к непреходящим ценностям культуры. Грамотное руководство и организация
1 2 3 4 ...    последняя
НА САЙТЕ:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования