|
Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников |
|
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе………………………………………….
§1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии………………………
§ 2. Особенности психического развития детей 6 7 лет………………
§ 3. Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников…………………………………………
Выводы по первой главе………………………………………………
Глава 2. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших
школьников……………………………………………………………..
§ 1. Определение коммуникативной сферы и уровня речевой
готовности к обучению учащихся первых классов……………………
§ 2. Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого
развития младших школьников…………………………………
§ 3. Основные результаты формирующего эксперимента……………….
Выводы по второй главе
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. (1)
И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.(44)
Л.И.Божович указывает , что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. (8)
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование ,которое требует комплексных психологических исследований.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие . Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе , методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и перед зарубежными заключаются в следующем:
- выявить в каком возрасте лучше начинать обучение,
- когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.
Цель исследования: раскрыть влияние уровня готовности речевого развития на организацию дифференцированного обучения младших школьников.
Объект исследования: процесс речевого развития младших школьников.
Предметом исследования является готовность учащихся первых классов к школьному обучению как основа дифференциации.
В основу работы положена гипотеза, согласно которой дифференцированный подход как социально образовательная среда основывается на уровне речевой готовности младших школьников. Дифференцированный подход будет осуществляться более эффективно при условии выявления речевого развития учащихся первых классов.
Цель и гипотеза определила задачи работы:
1. Изучить различные подходы к проблеме готовности детей к школьному обучению.
2. Выявить уровень готовности первоклассников к обучению в школе.
3. Разработать практические рекомендации по созданию условий
дифференцированного подхода.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
1. Анализ психолого педагогической литературы по данной проблеме.
2. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе обучения.
3. Педагогический эксперимент, проводившийся в естественных условиях и включавший констатирующий, обучающий и контрольный этапы.
4. Беседа .
5. Тестирование.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, гипотеза, задачи, указаны методы исследования.
В первой главе рассматривается теоретические аспекты проблемы речевой готовности как основы для дифференцированного обучения.
Вторая глава раскрывает практический вопрос реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников.
В заключении даются общие выводы и рекомендации учителям по применению дифференцированного подхода в обучении младших школьников.
Приложение состоит из рекомендаций учителям по организации дифференцированного обучения в 1 классе, методик по диагностике познавательных процессов младших школьников.
Исследование проводилось в 3 этапа:
I этап (1999 г.) проводился констатирующий эксперимент , направленный на выявление уровня речевого уровня к обучению учащихся 1 классов.
II этап (1999 2000г.) - разработка и проведение дифференциации заданий с учетом уровня речевого развития первых классов общеобразовательной школы № 14 г. Биробиджана.
III этап (2000 2001 г.) анализ и обобщение результатов, полученных в ходе эксперимента, оформление дипломной работы.
Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе.
§ 1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии.
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. (32)
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению это желание и осознание необходимости учиться , возникающее
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|