Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты / Педагогика /

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила студентка 6 курса факультета дошкольной педагогики и психологии Черненко Ю.В.

Научный руководитель старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, Серёдкина Н.Д.

Сдана на рецензию ……………………. Допущена к защите ……………………. Защищена …………………….

Иркутск 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3-5 Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений. 1.1.Понятие «родительские отношения», виды, критерии. 6-11 1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. 11-16 1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско- родительских отношений. 16 -20 Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования). 21 -30 Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений. 31-39 Заключение. 40 Библиография. 41-42 Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи. Для маленького ребёнка семья это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе. Цель исследования апробировать систему работы по преодолению тревожности у детей. Объект исследования детская тревожность и причины ее возникновения. Предмет исследования процесс совершенствования детско-родительских
отношений с целью преодоления тревожности у детей. Гипотеза: мы предполагаем, что для устранения тревожности у детей старшего дошкольного возраста необходимо усовершенствовать детско-родительские отношения, а это возможно при условии: а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия ребенка в семье; б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений; в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической коррекции в системе детско-родительских отношений. В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи: 1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений на развитие и устранение тревожности у детей. 2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений. 3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных детско-родительских отношений, выявить ее развивающий эффект. Методологическая основа: Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие. Методы исследования: 1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы. 2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). 3.Количественная и качественная обработка результатов. Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной программы по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских отношений. Организация работы: Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское. В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей. Структура и объем работы: Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Основное содержание изложено на страницах.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

1.1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни. Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие). В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» (40). По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39, 210). В социологии семья рассматривается как: -первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования