|
Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности |
|
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Исследование коэффициента деятельностного развития студентов III-IV курсов физико-математических специальностей
(выполнено по проблеме гранта Министерства образования Российской Федерации в области педагогики; шифр 97-28-1-1-45)
Дипломная работа студента 5 курса ИЕН ФМО
Богданова Сергея Николаевича
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор Мизинцев В.П.
Рецензент:
Ст. преподаватель
кафедры педагогики
Бузовкина Л.А.
Южно-Сахалинск
2000 г.
Содержание
Введение ………………………………………………. 3
Глава I Методика коррекции системы оценивания
§1. Динамика интеллектуального развития учащихся …….6
§2. Студент как субъект учебной деятельности……15
§3. Мотивационно-целевая основа
учения студентов…………………….……………..20
§4. Идея и методика коррекции
педагогической оценки с учётом
возрастных особенностей
деятельностного развития обучающихся……………….48
Выводы…………………………………………………55
Глава II Экспериментальное исследование
деятельностного коэффициента
для учащихся 10 - 11 классов
общеобразовательной средней школы
и студентов III IV курсов
§1. Разработка экспериментального материала……………. 56
§2. Результаты экспериментального исследования
и их применение ………………………………………… 60
Выводы ………………………………………………… 62
Заключение…………………………………………….. 63
Список литературы…………………………………… 65
Приложения
Результаты экспериментального исследования……. 67
Введение
Учёт возрастных особенностей при работе учителя с учащимся - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют педагогическую нагрузку, устанавливают обоснованные объёмы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и реализации учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Я.А. Каменский был первым, кто настаивал на строгом учёте в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития школьников. Известно, что чем взрослее человек, тем большим жизненным и производственным опытом, более выраженными и устойчивыми личностными качествами обладает он, что, бесспорно, влияет на индивидуальный стиль его мышления и интеллект в целом.
Таким образом, рассматривая деятельностное развитие учащегося на разных ступенях обучения, без сомнения, можно сказать о том, что старшеклассники-старшекурсники обладают большим объёмом приобретённых знаний, умений и навыков. Но существующая шкала оценивания результатов обучения не учитывает этот факт, так как форма оценки одна и та же для различных возрастных категорий учащихся. Исходя из этого факта, возникает вопрос: можно ли скорректировать педагогическую оценку, учитывая коэффициент деятельностного развития учащихся?
Да, можно, если в качестве объекта исследования взять педагогическую оценку результатов обучения, а в качестве предмета исследования коэффициент деятельностного развития учащихся.
Отсюда и вытекает названная тема дипломной работы: “Исследование коэффициента
деятельностного развития студентов физико-математических специальностей”.
В сформулированном выше вопросе заключена важная проблема, которую можно решить, разбив ее на два этапа исследования:
- экспериментальный этап, в котором решается задача определения коэффициентов деятельностного развития учащихся по возрастным категориям и по разным видам деятельности ( в первом приближении - это устные ответы и письменные задания );
- теоретическое исследование как этап, который заключается в том, что возрастные коэффициенты деятельностного развития можно применить как корректирующие показатели для существующей ранговой шкалы оценивания, в частности, для формулы, с помощью которой определяется показатель обученности (на балльных отметках учителя).
В этих двух этапах заключена и гипотеза нашего исследования: если установим относительные коэффициенты деятельностного развития в диапазоне 6-ти возрастных категорий учащихся (с 10-го по 11-ый классы средней школы, и III-IV курсы университета), то их применение для расчёта показателя обученности позволит не только объективизировать результаты оценивания деятельности ученика, но и получить его в абсолютных единицах измерения для каждой возрастной категории, а значит, сравнивать этот результат, исходя из балльных отметок учителя.
Гипотеза предполагает последовательное решение следующих задач:
а) разработку экспериментального материала определённого качества и с определёнными требованиями;
б) проведение эксперимента с учащимися на всех предусмотренных категориях испытуемых;
в) обработку экспериментального материала: усреднение данных и построение шкалы отношений (числового ряда пропорций);
г) использование коэффициентов деятельностного развития в ранговой шкале оценивания;
д) проверку гипотезы.
Глава I Методика коррекции системы оценивания
§1. Динамика интеллектуального развития учащихся
Всевозрастающая роль человеческого фактора в современном мире выдвигает на первый план изучение резервов и ресурсов человеческого развития. От них зависят во многом успешность обучения и продуктивность в различных видах деятельности, включая процессы творчества, темпы продвижения и совершенствования в науке и практических делах, овладение новыми профессиями, ускорение или, напротив, замедление, отставание психического роста человека и становление его индивидуальности.
Среди всего многообразия человеческих ресурсов интеллектуальный потенциал занимает особое место. Он представляет собой чрезвычайно сложную систему свойств, формирующихся с первых лет жизни человека под влиянием воспитания и обучения в зависимости от образа жизни и деятельности самого человека. Рассматривая интеллектуальный потенциал как многоуровневую организацию познавательных сил человека, известный советский психолог Б.Г.Ананьев придавал первостепенное значение её базовым характеристикам - разнообразным психофизиологическим познавательным функциям таким, как память, внимание, сенсорно-перцептивная и мыслительная функция. Им и его сотрудниками были экспериментально показаны чрезвычайно выраженная подвижность и изменчивость этих характеристик интеллекта не только в детские и школьные годы жизни, но и у взрослых. Это демонстрирует прежде всего огромные функциональные возможности на разных этапах жизненного пути человека в плане его обучаемости и самосовершенствования. Именно в период детства происходит интенсивное развитие основных свойств интеллектуального потенциала, на базе которых в дальнейшем, и, прежде
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|