Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты / Педагогика /

Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Исследование коэффициента деятельностного развития студентов III-IV курсов физико-математических специальностей (выполнено по проблеме гранта Министерства образования Российской Федерации в области педагогики; шифр 97-28-1-1-45)

Дипломная работа студента 5 курса ИЕН ФМО Богданова Сергея Николаевича

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Мизинцев В.П.

Рецензент: Ст. преподаватель кафедры педагогики Бузовкина Л.А.

Южно-Сахалинск 2000 г. Содержание

Введение ………………………………………………. 3

Глава I Методика коррекции системы оценивания

§1. Динамика интеллектуального развития учащихся …….6 §2. Студент как субъект учебной деятельности……15 §3. Мотивационно-целевая основа учения студентов…………………….……………..20 §4. Идея и методика коррекции педагогической оценки с учётом возрастных особенностей деятельностного развития обучающихся……………….48

Выводы…………………………………………………55

Глава II Экспериментальное исследование деятельностного коэффициента для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательной средней школы и студентов III IV курсов

§1. Разработка экспериментального материала……………. 56 §2. Результаты экспериментального исследования и их применение ………………………………………… 60

Выводы ………………………………………………… 62

Заключение…………………………………………….. 63

Список литературы…………………………………… 65

Приложения

Результаты экспериментального исследования……. 67

Введение

Учёт возрастных особенностей при работе учителя с учащимся - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют педагогическую нагрузку, устанавливают обоснованные объёмы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и реализации учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Я.А. Каменский был первым, кто настаивал на строгом учёте в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития школьников. Известно, что чем взрослее человек, тем большим жизненным и производственным опытом, более выраженными и устойчивыми личностными качествами обладает он, что, бесспорно, влияет на индивидуальный стиль его мышления и интеллект в целом. Таким образом, рассматривая деятельностное развитие учащегося на разных ступенях обучения, без сомнения, можно сказать о том, что старшеклассники-старшекурсники обладают большим объёмом приобретённых знаний, умений и навыков. Но существующая шкала оценивания результатов обучения не учитывает этот факт, так как форма оценки одна и та же для различных возрастных категорий учащихся. Исходя из этого факта, возникает вопрос: можно ли скорректировать педагогическую оценку, учитывая коэффициент деятельностного развития учащихся? Да, можно, если в качестве объекта исследования взять педагогическую оценку результатов обучения, а в качестве предмета исследования коэффициент деятельностного развития учащихся. Отсюда и вытекает названная тема дипломной работы: “Исследование коэффициента
деятельностного развития студентов физико-математических специальностей”. В сформулированном выше вопросе заключена важная проблема, которую можно решить, разбив ее на два этапа исследования: - экспериментальный этап, в котором решается задача определения коэффициентов деятельностного развития учащихся по возрастным категориям и по разным видам деятельности ( в первом приближении - это устные ответы и письменные задания ); - теоретическое исследование как этап, который заключается в том, что возрастные коэффициенты деятельностного развития можно применить как корректирующие показатели для существующей ранговой шкалы оценивания, в частности, для формулы, с помощью которой определяется показатель обученности (на балльных отметках учителя). В этих двух этапах заключена и гипотеза нашего исследования: если установим относительные коэффициенты деятельностного развития в диапазоне 6-ти возрастных категорий учащихся (с 10-го по 11-ый классы средней школы, и III-IV курсы университета), то их применение для расчёта показателя обученности позволит не только объективизировать результаты оценивания деятельности ученика, но и получить его в абсолютных единицах измерения для каждой возрастной категории, а значит, сравнивать этот результат, исходя из балльных отметок учителя.

Гипотеза предполагает последовательное решение следующих задач: а) разработку экспериментального материала определённого качества и с определёнными требованиями; б) проведение эксперимента с учащимися на всех предусмотренных категориях испытуемых; в) обработку экспериментального материала: усреднение данных и построение шкалы отношений (числового ряда пропорций); г) использование коэффициентов деятельностного развития в ранговой шкале оценивания; д) проверку гипотезы.

Глава I Методика коррекции системы оценивания

§1. Динамика интеллектуального развития учащихся

Всевозрастающая роль человеческого фактора в современном мире выдвигает на первый план изучение резервов и ресурсов человеческого развития. От них зависят во многом успешность обучения и продуктивность в различных видах деятельности, включая процессы творчества, темпы продвижения и совершенствования в науке и практических делах, овладение новыми профессиями, ускорение или, напротив, замедление, отставание психического роста человека и становление его индивидуальности. Среди всего многообразия человеческих ресурсов интеллектуальный потенциал занимает особое место. Он представляет собой чрезвычайно сложную систему свойств, формирующихся с первых лет жизни человека под влиянием воспитания и обучения в зависимости от образа жизни и деятельности самого человека. Рассматривая интеллектуальный потенциал как многоуровневую организацию познавательных сил человека, известный советский психолог Б.Г.Ананьев придавал первостепенное значение её базовым характеристикам - разнообразным психофизиологическим познавательным функциям таким, как память, внимание, сенсорно-перцептивная и мыслительная функция. Им и его сотрудниками были экспериментально показаны чрезвычайно выраженная подвижность и изменчивость этих характеристик интеллекта не только в детские и школьные годы жизни, но и у взрослых. Это демонстрирует прежде всего огромные функциональные возможности на разных этапах жизненного пути человека в плане его обучаемости и самосовершенствования. Именно в период детства происходит интенсивное развитие основных свойств интеллектуального потенциала, на базе которых в дальнейшем, и, прежде
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования