|
Общение и формирование личности младшего школьника |
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дипломная работа
Общение и формирование личности младшего школьника
Работа выполнена
студенткой ОЗО ФНК
Лихомановой Мариной Владимировной
Научный руководитель
КПН, доцент
П.И.Рябцев
Новосибирск
2001
Само бытие человека (и внешнее
и внутреннее) есть глубочайшее
общение. Быть - значит общаться.
Бахтин М.М.[2]
Содержание:
Введение…………………………………………………………….4
Глава I Общение и развитие человека как личность…………...6
1.1 Роль общения в психическом развитии человека…………..6
1.2 Усвоение правил и норм общения…………………………...9
1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие….11
А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное………………………………………………...11
Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности……15
В) Межличностные отношения в первом классе…………...23
1.4 Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших школьников………………………31
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников…………………………36
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу……………………………………………………………36
А) Информационный блок общения………………………...40
Б) Интерактивный блок общения……………………………46
В) Перцептивный блок общения………………………….....53
2.2 Общение в обучении: сумею!…………………………….….61
Заключение……..………………………………………………….69
Библиография…..………………………………………………….71
Приложение……..…………………………………………………73
Введение
Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Работая над этой проблемой, я изучила статьи, исследования разных преподавателей и аспирантов кафедры психологии ГрГУ, МГУ, МГПИ им. М. Горького и Могилевского пединститута таких как: К.B. Вербовой, C.B. Белохвостовой, П.Р. Галузо, Я.Л. Коломенского, А.А. Амелькова и многих других известных психологов.
Содержание и структура понимания младшими подростками (4 класс) своих родителей анализируются в статье Н.Я.Приваловой. Полученные ею данные помогут осмыслить характер межличностных отношений между детьми и родителями в семье и таким образом выявит некоторые резервы формирования личности младшего подростка.
Объект исследования:
Общение, как одна из самых важнейших фаз формирования личности младшего школьника, как целостный процесс.
Предмет исследования:
Развитие и формирования личности младшего школьника в процессе общения.
Цель исследования:
Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе общения.
Задачи исследования:
1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения младших школьников как одной из фаз формирования личности.
2) Определение понятийного
аппарата по данной проблеме.
3) Роль общения в формировании волевых качеств личности.
4) Исследовать закономерности восприятия и понимания личностью первичного коллектива как целого, его межличностных отношений.
Методы:
1) Анализ научно-методической литературы;
2) Методы педагогического эксперимента;
3) Метод наблюдения;
4) Беседа;
5) Анализ игровой деятельности;
6) Анализ продуктов творческой деятельности детей.
Апробация работы:
Материалы данной дипломной работы были доложены на семинарах в школе, экспериментальная работа апробирована на методических объединениях школы.
Теоретическая значимость работы:
В работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и практический материал по данной проблеме, а также показано, как через клубы общения, техники игры создать ребенку условия для полноценного общения. Как реально осуществляется влияние общения на формирование и развитие личности, к каким конкретно позитивным или негативным для становления личности последствиям оно приводит, каковы воспитательные возможности общения как условия действительно полноценного развития личности.
Практическая значимость:
Данная работа может представлять интерес для учителей начальных классов, для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы, а так же для родителей младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и вообще для всех кто работает с детьми.
Глава I Общение и развитие человека как личности.
1.1 Роль общения в психическом развитии
человека.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|