Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты / Педагогика /

Общение и формирование личности младшего школьника

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дипломная работа

Общение и формирование личности младшего школьника

Работа выполнена студенткой ОЗО ФНК Лихомановой Мариной Владимировной

Научный руководитель КПН, доцент П.И.Рябцев

Новосибирск 2001

Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Бахтин М.М.[2]

Содержание:

Введение…………………………………………………………….4 Глава I Общение и развитие человека как личность…………...6 1.1 Роль общения в психическом развитии человека…………..6 1.2 Усвоение правил и норм общения…………………………...9 1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие….11 А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное………………………………………………...11 Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности……15 В) Межличностные отношения в первом классе…………...23 1.4 Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших школьников………………………31 Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников…………………………36 2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу……………………………………………………………36 А) Информационный блок общения………………………...40 Б) Интерактивный блок общения……………………………46 В) Перцептивный блок общения………………………….....53 2.2 Общение в обучении: сумею!…………………………….….61 Заключение……..………………………………………………….69 Библиография…..………………………………………………….71 Приложение……..…………………………………………………73

Введение

Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Работая над этой проблемой, я изучила статьи, исследования разных преподавателей и аспирантов кафедры психологии ГрГУ, МГУ, МГПИ им. М. Горького и Могилевского пединститута таких как: К.B. Вербовой, C.B. Белохвостовой, П.Р. Галузо, Я.Л. Коломенского, А.А. Амелькова и многих других известных психологов. Содержание и структура понимания младшими подростками (4 класс) своих родителей анализируются в статье Н.Я.Приваловой. Полученные ею данные помогут осмыслить характер межличностных отношений между детьми и родителями в семье и таким образом выявит некоторые резервы формирования личности младшего подростка. Объект исследования: Общение, как одна из самых важнейших фаз формирования личности младшего школьника, как целостный процесс. Предмет исследования: Развитие и формирования личности младшего школьника в процессе общения. Цель исследования: Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе общения. Задачи исследования: 1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения младших школьников как одной из фаз формирования личности. 2) Определение понятийного
аппарата по данной проблеме. 3) Роль общения в формировании волевых качеств личности. 4) Исследовать закономерности восприятия и понимания личностью первичного коллектива как целого, его межличностных отношений. Методы: 1) Анализ научно-методической литературы; 2) Методы педагогического эксперимента; 3) Метод наблюдения; 4) Беседа; 5) Анализ игровой деятельности; 6) Анализ продуктов творческой деятельности детей. Апробация работы: Материалы данной дипломной работы были доложены на семинарах в школе, экспериментальная работа апробирована на методических объединениях школы. Теоретическая значимость работы: В работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и практический материал по данной проблеме, а также показано, как через клубы общения, техники игры создать ребенку условия для полноценного общения. Как реально осуществляется влияние общения на формирование и развитие личности, к каким конкретно позитивным или негативным для становления личности последствиям оно приводит, каковы воспитательные возможности общения как условия действительно полноценного развития личности. Практическая значимость: Данная работа может представлять интерес для учителей начальных классов, для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы, а так же для родителей младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и вообще для всех кто работает с детьми.

Глава I Общение и развитие человека как личности. 1.1 Роль общения в психическом развитии человека. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования