Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты / Педагогика /

Особенности коррекционной работы у детей с ОНР



ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ОНР.

Иванова Т.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………..…………………………………..

Глава I Преодоление общего недоразвития речи у дошколь- ников:

1.1. Характеристика ОНР…………………………………. 1.2. Закономерности развития детской речи…………….. 1.3. Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи…………………………………

Глава II Экспериментальная работа:

2.1. Исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразви - тием…………………………………………………….. 2.2. Формирование связной речи у детей………………… 2.3. Результаты экспериментальной работы……………...

Заключение……………………………………………………….

Библиография……………………………………………………

Введение

Проблемой нашего исследования является уровень связной речи детей с общим недоразвитием речи. Этой проблемой занимались Филичева Т.Б., Чир- кина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие. Эта проблема вполне раскрыта. Мы проанализировали литературу по данной теме и выявили наиболее освещенные вопросы по развитию связной речи. С.А. Миронова в книге «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» в разделе «Обучение детей составлению рассказов» раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. В книге « Нарушение речи у дошкольников» (составитель Р.А. Белова-Давид). Е.Г. Корицкая и Т.А. Шимкович в главе «Формирование развернутой описательно-повествователь- ной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития» раскрывают цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-по- вествовательной речи у детей, указывают два направления работы: 1. Формирование речи ребенка с опорой на ранее данный готовый сюжет (ра- бота над пересказом прочитанного и составлением рассказов по сюжетным картинкам и сериям последовательных картин). 2. Формирование речи ребенка без опоры на готовый сюжет. В книге « Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы » А.В.Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обуче- ния связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы формирующие полноцен- ную речевую деятельность. В.В.Воробьева указывает причины несформированности связной речи в гла- ве «Особенности связной речи школьников с моторной алалией » в книге «На- рушения речи и голоса у детей » под редакцией С.С.Ляпидевского и С.Н. Ша- ховской. Большое внимание уделили вопросу развития связной речи Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недораз вития речи у дошкольников». Эта тема достаточно актуальна, так как в логопедии делается акцент на разви- тие связной речи у детей с ОНР, т.е. их подготовленность к обучению в школе. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и мето- дов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Но эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии, требует дополнительно- го изучения и поэтому мы остановились именно на ней. Решение данной проб- лемы составляет цель нашего исследования.

В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи: 1. Изучение специальной литературы по проблемам связной речи у детей с ОНР; 2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать особен- ности связной речи
у детей с ОНР; 3. В ходе экспериментального изучения разработать модифицированные прие мы для развития связной речи; 4. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успеш- ность применения тех или иных приемов. Работа проводилась на базе детского сада №43 г.Владимира с сентября 1998г. по июнь 1999 года и полученные данные могут быть использованы для работы логопедов и воспитателей групп для детей с общим недоразвитием речи. В соответствии с поставленными задачами в работе выделяются следующие главы. В первой главе дается литературный обзор данных по ОНР. Во второй главе проводится исследование состояния связной речи детей стар- шего возраста с общим недоразвитием речи, намечаются цели и план экспери- ментальной работы. Далее раскрывается ход самой экспериментальной работы по обучению детей с ОНР связной речи. В конце второй главы подводится итог экспериментальной работы и делаются соответствующие выводы.

ГЛАВА I

Преодоление общего недоразвития речи у у дошкольников

1.1. Характеристика ОНР

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития ре- чи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выражен- ные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обс- ледуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не резко выра - женного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и го- ды жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоци- онально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных кодкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дис - функции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного то - нуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Это преи- мущественно дизонтогенетический вариант ОНР. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дош- кольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем в особых условиях обучения. Практи- ка показывает, что направление детей с не резко выраженными речевыми нару- шениями в массовую школу может привести к возникновению вторичных нев- ротических и неврозоподобных расстройств. У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом невроло- гических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенети - чески энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы, выяв- ляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур.
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования