|
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА
Кафедра политологии
Р Е Ф Е Р А Т
@" П О Л И Т И Ч Е С К А Я С И С Т Е М А "
Выполнил студент
I курса дневного отделения
ОЭФ группы 9106
Паршенцев А. А.
Научный руководитель:
Колеченков Н. В.
Москва, 1996.
CПонятие плитической системы и история проблемы.
Под политической системой понимается совокупность государ-
ственных, партийных и общественных органов и организаций, учас-
твующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает ин-
теграцию всех элементов общества и само его существование как
единого, управляемого политической властью организма. В зависи-
мости от места и времени понятие "политическая система" имеет
различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответ-
ственно отношениям власти, типу политического режима (авторита-
ризм, демократия, диктатура), типу политической системы (прези-
дентская, парламентская).
Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие
характеристики:
- состоит из многих частей;
- части составляют единое целое;
- система имеет границы.
История проблемы.
Эволюция здесь такова. В конце 50-х - начале 60-х годов были
сформулированы теоретические положения о политической организа-
ции общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной ка-
тегории. Со второй половины 60-х годов появились философско-со-
циологические исследования этой проблемы. Например, профессор А.
К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации, тру-
довые и семейные коллективы, личность обладают политической сущ-
ностью. По его мнению, все они в этом своем качестве ностителей
политических отношений, а также вся система политических отноше-
ний между ними по поводу власти в совокупности составляют полити-
ческую организацию. Достоинство этого подхода в более широкой и
дифференцированной интерпретации политической организации общес-
тва. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только
государственные и общественные организации, а все без исключения
виды коллективности людей и все отношения между ними.
Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие "политическая
система". Но это была не простая замена слов "организация" на
"система". Дело в том, что в число элементов политической органи-
зации общества в одних случаях включались только политические и
прочие организации, а в других - целые социальные общности (клас-
сы, группы, нации). Элементы политической организации (партия,
государство, право), как правило, рассматривались расчлененно и
институционально, а не системно и функционально. Научное исследо-
вание продолжало ориентироваться главным образом на изучение ор-
ганизаций, в то время как анализ поведения людей, как участников
политических событий проводился в очень малой степени. Разработ-
ка понятия "политическая система" должна была помочь интегриро-
вать и дифференцировать все основные понятия и категории полити-
ческих отношений. Эти ожидания оправдались.
Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы,
остановимся кратко на интерпретации понятия "система" и опреде-
лим его смысл применительно к социально-политическим явлениям.
Система - это множество закономерно связанных друг с другом
элементов, представляющее собой определенное целостное образова-
ние, единство. Универсальными признаками существования системы
являются взаимосвязанность группы элементов, образование ими са-
мостоятельной
целостности, свойство внутреннего взаимосоответ-
ствия, способность сохраняться и вступать в отношения со средой и
другими системами.
Сама теория систем начала активно формироваться на Западе с
конца XIX века:
- в рамках так называемой "общей теории систем", преимущественно
на уровне биологичеких организмов;
- в кибернетике;
- в социологии;
- в теории управления производством;
- позднее в "менеджеризме" в экономике.
В разработке общей теории систем налицо значительные традиции и
достижения как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В
меньшей степени это относится к социально-политическим аспектам
теории систем, хотя и в этой области можно отметить плодотворные
попытки В. Г. Афанасьева, А. К. Белых, Ф. М. Бурлацкого и др.
Одним из первых общую теорию систем к социально-плитическим
процессам пытался применить Т. Парсонс, который видел назначение
политической системы в обеспечении интеграци, выработке и реали-
зации общих целей. Но это было только начало. Основателем же тео-
рии политической системы является америкоанский политолог Д.
Истон. Согласно его модели, главные черты системного анализа по-
литической системы можно представить так:
- политическая система - это ряд взаимодействий, абстрагирован-
ных от общего социального поведения, посредством которых рас-
пределяются ценности в обществе;
- политическая система имеет "реагирующий" и "саморегулирующий"
потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения;
- политическая система - подвижный феномен. Она в силах поддер-
живать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее об-
лик;
- политическая система - это открытая система, поддающаяся изме-
нению под влиянием факторов внешней среды.
- политическая система может сохранять устойчивость при наличии
соответствующего баланса между "входящими" и "исходящими" фак-
торами.
Истон разделил основные компоненты своей модели на "входящие"
факторы (требования и поддержка) и "исходящие", связанные с пер-
вым путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие
из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования все-
го лишь исходный материал, из которого формируется конечный про-
дукт, называемый решениями. Характер требований самый разнообраз-
ный.
Другой вид входящих импульсов - поддержка . Она выступает в
разных формах: материальной (выплата налогов, различных обложе-
ний); соблюдение законов и директив государственной власти; ак-
тивное участие в политической жизни; почтительное отношение или
уважение к власти, государственной символике. Поддержка, оказы-
ваемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы
и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая сис-
тема не может работать эффективно и надежно. Импульсы-требования
и импульсы-поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе
она будет работать с перебоями или вообще перестанет функциониро-
вать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не
способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях поли-
тическая система перестает оптимально реагировать на поступающую
социальную информацию и может наступить ее стагнация.
Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения,
зависит в значительной степени от типа политической системы. Не-
лигитимные, антидемократические, тоталитарные системы, например,
рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выраже-
ние недовольства властями, их способностью защищать интересы на-
рода. Поэтому системы такого типа стремятся
1 2 3 4
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|