|
Ценностные ориентации российских политиков |
|
Московский Государственный Социальный Университет
Институт Социологии
Кафедра “Методологии, методики и техники
социологических исследований”
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебному курсу:
“Методика и техника социологических исследований”
студента I I I курса
дневного отделения
Иванова Михаила Сергеевича
по теме: “Ценностные ориентации российских политиков ”
Научный руководитель
Васильев В. П.
доктор философских наук, профессор
Москва, 1998 год
Проблемная ситуация.
В настоящее время процесс формирования и развития современных российских политических деятелей все более привлекает к себе внимание исследователей, ибо здесь сегодня сосредоточена масса нерешенных проблем для всего общества. Становление класса политиков связано с появлением социальной группы людей, ориентированных на инициативную деятельность, направленную на изменение политической ситуации, отстаивание интересов групп различных людей, способных идти на риск, нести моральную ответственность за результаты и последствия своей деятельности. Это группа, инновационная сама по себе, с определенной системой ценностей и мотиваций. Образ, “социальный портрет” современного российского политика, часто подаваемый средствами массовой информации и входящий в нашу жизнь со страниц прессы, необычайно противоречив, иногда надуман, а порой и вовсе не соответствует действительности. Следствием является масса мифов, например, миф о чисто экономических интересах лидеров российской политики ( Чубайс, Кох), миф о чисто утилитарной мотивации их деятельности, миф об тотальной безнравственности политиков или же, наоборот, о завершенной морально-этической системе и т.д. Не следует, однако, создавать и другие мифы, называя наших политиков благодетелями и поборниками интересов неимущих и обездоленных. Они во многом таковы, какой является российская действительность. Вот почему изучение ценностной ориентации этой группы и образа политика, созданного СМИ, представляет значительный практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности и настроения, социальное самочувствие политических деятелей в современной России, а также очистить общественное сознание населения от мифов, созданных прессой.
Обоснование метода контент-анализа.
Для анализа содержания СМИ по данной тематике целесообразно применить метод контент-анализа документов, так как этот метод, благодаря особенностям своих специфических процедур и применяемого инструментария, способен предоставить необходимую информацию о количественной структуре содержания текста, выявить место, занимаемое проблемой ценностных ориентаций политиков в СМИ. Именно методом контент-анализа можно сделать содержание измеримым, доступным точному вычислению, а также получить достаточно объективный результат.
Проблема избыточная и не всегда адекватная освещаемость в СМИ проблемы ценностных ориентаций российских политических деятелей как значимой социальной группы общества в современных условиях аксиологического вакуума и трансформации ценностей.
Объект информация по проблеме ценностных ориентаций современных российских политиков.
Предмет статьи, публикации. очерки и заметки, частично затрагивающие проблему или целиком ей посвященные.
Цель определить уровень освещаемости проблемы ценностных ориентаций современных российских политиков в прессе.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- изучить содержание и объем материалов в СМИ по данной проблеме;
- определить частоту появления информации по данной теме;
- определить направленность внимания прессы к основным аспектам данной проблемы;
- систематизировать полученную информацию;
- выявить субъекты СМИ. Наиболее широко освещающие проблемы ценностных ориентации современных российских политиков.
Данные задачи работы предполагают наличие следующих гипотез:
- социальная группа современных российских политиков не имеет пока четко сформированной системы ценностей и морально-этических норм, хотя, безусловно существует набор определенных действий и в политической практике, и в межличностном общении, ориентация на мировые нормы поведения все большего количества политиков;
- “социальный портрет” современного российского политика, показанный на страницах прессы, включает в себя черты, абсолютно полярные по своим признакам, т.е., на мой взгляд, не существует реального образа российского политика и, соответственно, адекватного его восприятия населением;
- внимание прессы привлекают отдельные составляющие проблемы ценностной ориентации предпринимателей (например, кримилизация политики или такие черты характера, как рвачество и пробивной характер), а не целостная система ценностей и мотиваций, что способствует созданию у населения негативного образа российского политика.
- во многих случаях нет четкого мнения кого считать политиком, а кого нет. Политическая деятельность часто смешивается с бизнесом, да и просто криминалом.
Обоснование применения источников.
Проблемы российского предпринимательства (образ жизни, условия деятельности, ценности и приоритеты, хобби и бизнес, взаимоотношения с правоохранительными органами и правительством, отношение к политике и другим социальным группам общества и т.д.) периодически освещаются на страницах различных изданий, включая газеты: “Комерсантъ-Daily”, “МК”, “Сегодня”, журналы “Огонек”, “Эксперт” , "Деньги " и др.
Инструкция кодировщику
Прежде чем переходить к непосредственной обработке информации необходимо тщательно изучить данную инструкцию.
Анализ материалов ведется с помощью отметки соответственного кода ( цифры ответа ) или произвольной записи, где она предусмотрена.
Название периодического органа_______________________________
Название газетного выступления_______________________________
Подпись под газетным материалом (укажите полностью )_____________________________________________________________
Дата публикации______________________________________________
Каналы
01- "Московский комсомолец"
02- "Деньги"
03- "Эксперт"
04- "Огонек"
05- Другое ___________________________________________________
Графа "Объем публикации" - предполагает, что для соотношения публикации кодировщик изготовит бумажные шаблоны .
006 до 1.10 полосы
007 от 1/10 до 1/20 полосы
008 - от 1/10 до 1/20 полосы
009 от 5.10 и больше
Графа "Автор": для работы с нею нужен список штатных корреспондентов той или иной газеты, который должен быт взят перед началом работы. Это позволит определить род занятий автора, если он не подписан.
010 журналист-профессионал
011 социолог
012 политик
013 студент
014 другое ( укажите )__________________________________________
013 - без подписи
Графа "Язык"
018 - канцелярский - сухой. Жесткий язык статьи, содержание специфической лексики, неоправданное использование форм долженствования.
019 - литературный -стилистически
1 2
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|