Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты / Психология /

Социально-психологический портрет одаренного ребенка

Социально-психологический портрет одаренного ребенка.

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: · структура и эмоциональный климат семьи, · стили детско-родительских отношений, · отношение родителей к детской одаренности.

Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола. Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение. Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности. Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный. Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…». Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом. Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…». Родители беседуют с ребенком «а равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость. Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: · отрицательное, · игнорирующее, · положительное, + гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

II. Особенности познавательной деятельности.

1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. 2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. 4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. 5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы. 6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач. 7. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания. 2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. 3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей. 4. Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. 5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты. 6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих. 7. Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей. 8. Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного. 2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность. 3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность ролевая игра. У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со стороны. В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников (В.В. Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990). Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей в силу высокого умственного
1 2
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования