Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты / Психология /

Психология управления

Билеты «Психология управления»

1. Содержание и структура управления Управление это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную направленность деятельности для того, чтобы получить желаемые результаты. Управление ставит своей непосредственной задачей внести необходимую упорядоченность в процесс, организовать совместную деятельность людей, достичь согласованности, координации действий. Эффективное управление является ключевой предпосылкой успешного функционирования организаций в сфере бизнеса, в государственном и общественном секторе. В наших переходных социально-экономических и политических условиях прежние управленческие схемы уже не работают. Современные же западные подходы и методы еще невозможно полностью использовать в Украине. Их необходимо адаптировать к условиям нашего рынка. 2. Организационно-управленческие и психологические компоненты процесса управления 3. Специфика управления в разных социальных сферах (таких как бизнес, производство, образование, культура, наука…) 4. Методы исследований в психологии управления Методом исследования называют способ, путь получения необходимой информации о социально-психологических процессах в сфере труда и управления. Существуют основные и не основные методы исследований. К основным относят: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, а к не основным тесты . Остановимся чуть более подробно на каждом из методов. Современные представления о работе психолога и социолога связываются в первую очередь с проведением опросов населения по различным актуальным проблемам общественной жизни. И не удивительно, ведь опрос, как метод отбора вербальной информации, наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается 90% социологических данных. Опрос можно разделить на два вида: очный и заочный опрос. При очном опросе происходит непосредственный контакт социолога и респондента, в котором оба участника воздействуют друг на друга. Наиболее распространенной разновидностью очного опроса является беседа. Можно выделить две функции беседы как исследовательского метода: получение информации о событиях, явлениях, фактах, процессах и воздействие на респондента. В психологии управления метод интервью служит для получения информации об особенностях социальных процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот метод занимает лидирующее положение. В чем же его достоинства? Во-первых, при использовании метода беседы существует возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов. Во-вторых, ситуация беседы, по форме близкая к обычному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов. В-третьих, существует возможность вести наблюдения за психологическими реакциями респондента, ситуацией беседы и в случае необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам. В-четвертых, общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу. И, наконец, вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов. Но тут же можно отметить и минусы беседы и интервьюирования: эти методы достаточно субъективны, так как анализ делается на основании ответов самих опрашиваемых, которые не всегда склонны правильно оценивать себя
и, кроме того, эти методы требуют больших материальных и временных затрат по сравнению с анкетированием. Достаточно долгое время (если верить литературе, практически весь "советский" период) в отечественной социологии наиболее популярным методом опроса являлось анкетирование и его разновидности: групповой (аудиторный) опрос и почтовый опрос. Под групповым опросом понимается метод единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранным в определенно месте в одном помещении, а почтовый опрос подразумевает рассылку анкет по почте с последующим ее возвратом. Как и любой из методов социально-психологического исследования, анкетирование имеет ряд жестких принципов для его проведения, начиная от количества вопросов, и заканчивая техникой заполнения анкеты. Так, по установившимся правилам, бланк анкеты должна содержать ответы на вопросы: кто проводит анкетирование, цель проведения, объяснение как заполнять анкету, как будет использована информация и т.д. Кроме того, анкета должна составляться по принципу: введение в анкету, (содержащее простые вопросы), основные вопросы, и, наконец, личные вопросы. Помимо этого, анкета должна содержать так называемую "паспортичку" - блок, где респондент указывает свои данные. И это, пожалуй, наиболее простое в подготовке анкеты. А наиболее сложное - это правильная подборка, формулировка и расположение вопросов. Ведь что такое анкета - это основные рабочие гипотезы, переведенные на язык вопросов. Причем эти вопросы должны быть выстроены в четком порядке и правильно поданы. Лишь при соблюдении этих условий мы можем получить объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа. Вопросы классифицируют по ряду признаков. По содержанию вопроса анкеты делятся на две группы: первая о фактах и событиях; вторая об оценке этих событий. По форме вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Закрытым называется такой вопрос анкеты, на который предложен полный набор вариантов ответа, а открытый вопрос предполагает самостоятельное формулирование ответа опрашиваемым. Используются прямые и косвенные вопросы. Нередко в анкету включаются контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответа. Даже после того, как анкета составлена с учетом всех правил и нюансов, ее запускают в предварительное опробование - пилотажное исследование. Опыт показывает, что только в ходе анализа ответов лиц, участвующих в пилотажном исследовании, можно учесть технические недоработки документа, неудачные формулировки и т.д. Одним из наиболее бесспорных и общепризнанных достоинств анкетирования, как в групповом, так и в почтовом опросе, является его экономичность и возможность получить за короткий срок большой объем эмпирической информации. Минус же анкетирования в том, что на объективность информации влияет, во-первых, наличие установки на откровенность у опрашиваемого и , во-вторых, умение респондента объективно оценивать события и людей… Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем, подвергаются контролю и проверке. Наблюдение позволяет проанализировать явление в развитии. Особенностью наблюдения считают способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его многообразии. Нередко наблюдение, наряду с другими методами сбора информации, применяется при изучении степени активности населения на собраниях, митингах и т.д. Наблюдение можно классифицировать
1 2 3 4
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования