|
Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность |
|
Московский Государственный
Социальный Университет
Институт Социологии
Реферат
Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность
Студента 3курса факультета социологии
Иванова Михаила Сергеевича
Жена просматривает свежие газеты и говорит мужу:
- Все таки недотепы эти журналисты!
- В чем дело?
- Делают одну и туже ошибку. О смерти выдающихся людей сообщают регулярно, а об их рождении никогда.
(Журнал «Сатирикон» №3 1997 г.)
Взяв эпиграфом следующий анекдот, я прежде всего хотел подчеркнуть то, что действительно великими, да и просто нормальными людьми не рождаются, а становятся благодаря длительному и весьма сложному процессу социализации.
Данная проблема давно волновала умы человечества и не только представителей общественных наук, таких, как история, психология, философия, социология, но и писателей, поэтов. Так, феномен превращения почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему, не смотря на его, казалось бы очевидность, вызывает немало споров и в наши дни.
Прежде, чем преступать к рассмотрению этой темы, я считаю, необходимо разобраться в рассматриваемых понятиях.
Индивид представитель какой либо социальной группы , с которой он себя отождествляет
Индивидуальность
Личность результат общественного развития на данном этапе, результат социализации
Социализация последовательная смена состояний стадий социального развития. С. процесс формирования, становления личности.
Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какай то мере рассматривать и как процесс социализации ( влияния общества ) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.
Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс социализации человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов: идентификация, индивидуализация, персонализация. Эти процессы не происходят автономно, а взаимно дополняют друг друга. Другое дело, что в начале становления личности все-таки превалирует процесс идентификации. Уникальность процесса социализации для человека состоит еще и в том, что он одновременно является и ее объектом и ее предметом.
На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. Так, наглядным примером этому может служить русские народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом возрасте поменялись семьи у представителей разных социальных слоев.
Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает « улица », школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом.
Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время,
в связи с открытость границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.
По мнению Нейла Смелзора процесс социализации обусловлен тремя факторами: ожиданиями, изменитнием поведия, стремлением к конформизму. Он приводит пример из жизни школьников, когда часть ребят, выделившись из общей массы, навязывают модели поведения другим.
Смелзер выделяет три основных аспекта социализации: биологический, культурный и социокультурный. Автор считает, что уже при рождении в человеческом организме заложены определенные элементарные модели поведения и навыки, которые помогают ему органично вливаться в общество. Но, навыки эти очень и очень ограниченны и поэтому, особенно в первые годы для ребенка столь важно присутствие родителей. С точки зрения Смелзара для процесса социализации особенно важно влияние культуры, сложившейся в том или ином обществе. Так, в соответствии с культурными традициями ребенок с самого начала жизни через коммуникативные каналы вынужден усваивать нормы и ценности принятые в данном обществе. Все проявления индивидуальности в той или иной мере наказуемы.
1
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|