Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты / Психология /

Детская Психология

Природа детства и предмет детской психологии

Детство возникло в животном мире на определённом этапе филогенеза и чем выше был уровень развития животных того или иного вида, тем продолжительнее было детство. Интеллектуальные формы поведения надстраиваются над его инстинктивными формами. Звенья интеллектуального поведения животных выпадали и замещались приобретёнными формами поведения. В ходе развития животного мира в поведении возникали постоянные новообразования там, где вытеснялись инстинктивные формы поведения и вытеснялось детство. В процессе возникновения человека биологическая эволюция прекращается. При переходе от обезьяны к человеку исчезают инстинктивные формы поведения, всё поведение человека становится приобретённым. Человеческий младенец рождается беспомощным существом, и эта беспомощность является величайшим приобретением человеческого рода. Становления беспомощного существа в субъекта многообразной человеческой деятельности как раз и есть предмет детской психологии. Детская психология возникает с простого описания симптомов возникновения и дальнейшего развития различных психических процессов у детей. Детская психология это одна из фундаментальных психологических дисциплин, поскольку она исследует возникновение, становление и основные этапы развития деятельности, сознания и личности в детский период жизни, а они, как известно, являются главными составляющими человеческой психики. Фундаментальная проблема связи психического развития ребёнка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии. Рост это количественное изменение в процессе усовершенствования той или иной психической функции. Развитие качественные изменения психической функции, возникновение в ней определённых новообразований. Л.С.Выготский выделил гипотезу, в которой говорилось о том, что сознание человека имеет системное и смысловое строение обобщение, системное строение сознания структура отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), при котором на данной стадии развития какой-нибудь процесс занимает определённое место. «Ребёнок не есть маленький взрослый». Эмбриональное развитие в филогенетическом плане осуществляется путём радикального изменения самой закладки, а не просто надстройкой новых стадий на старые. В процессе эволюции онтогенез качественно перестраивался. Анализ истории детства обнаруживает, что оно не только удлиняется, но и качественно изменяет как структуру, так и особенности всех своих стадий. Высшие и конечные формы психического развития ребёнка вовсе не даны изначально, а только заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы. В процессе освоения ребёнок постепенно овладевает содержанием, присущим идеальной форме. Усвоение является всеобщей формой психического развития детей.

Методы детской психологии

Борьба двух основных тенденций: 1. Феноменологического описания процессов развития психики ребенка, их симптомов. 2. Исследование внутренних закономерностей, которые лежат за этими симптомами. Сначала появились наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые в виде записей и дневников. Затем стали создавать научные учреждения, где этот метод стал основным. Стратегия наблюдения имеет немало отрицательных черт. Но главное она чрезвычайно трудоёмка. Но есть и достоинства: перед нами развертывается конкретная жизнь отдельного ребёнка, которую можно сравнивать с другими конкретными
наблюдениями и делать соответствующие выводы. Метод специальных проб оказался эффективным и экономным и нашел своё применение. Его суть определённый психический процесс замерялся в различных его состояниях у большого количества испытуемых. Данные замеров обрабатывались, выводилось средние показатели и появлялись отдельные точки, соотносимые с возрастами. В последующем, стратегия срезов была соединена со способами лонгитюдного исследования. Стратегия: постепенное наблюдение плюс экспериментальное исследование. Прослеживались индивидуальные истории развития подростков, которые сопоставлялись друг с другом. Это позволило находить некоторые общие закономерности психического развития детей. Л.С.Выготский: возникновение новой, эксперементально-генетической стратегии исследования: в лабораторных условиях необходимо воссоздать некоторую модель развития определенных функций или способности ребенка, которыми он ранее не обладал. Хороший пример применения метода интериорезации исследования Леонтьевым процесса первичного формирования у человека тонального слуха как своеобразной сенсорной способности (Давыдов, Маркова, Эльконин). В детской психологии наиболее перспективна экспериментально-генетическая стратегия исследования.

История детства

Человек с самого своего рождения включается в общество и начинает усваивать его достижения. Ребёнок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т.е. с достигнутым обществом, в котором он родился. Понятие зрелости и взрослости это понятия социально-исторические. Л.С.Выготский выделил в развитии ребёнка три точки: социального созревания, полового созревания и органического. В месте с усложнением общества положение ребёнка в нём существенно меняется. Дети работают вместе со взрослыми и участвуют в производстве как равноправные члены общества, выполняя серьезные общественные обязанности. Овладение детьми орудиями труда расчленяется на 2 периода: овладение бытовыми орудиями, второй сдвигается куда-то вперёд и между ними образуется вакуум. Дети начинают представляться сами себе, возникают «детские сообщества», а следовательно, появление детской игры. В играх воспроизводится существующее в данном обществе отношение между людьми. Ребёнок в ходе игры выделяет и устанавливает задачи и мотивы разных форм человеческой деятельности, в том числе и трудовой.

Теории психического развития ребёнка

Ч.Дарвин впервые поставил вопрос о существовании особого закона генеза. Геккель сформировал знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животные и человек выполняют кратко те стадии, которые проходит данный вид в своём филогенезе. С.Холл сформировал подобный закон для послеутробного развития: онтогенез ест краткое повторение истории развития человеческого общества. И.П.Павлов показал, что существуют и приобретённые формы поведения развитие человека стало сводиться к проявлению инстинктов и дрессуре. Затем Келлер открыл интеллект у человекообразных обезьян. Под влиянием З.Фрейда выдвинулась теория, в которой в качестве основного принципа лежал принцип удовольствия. Приобретённые формы поведения возникают не прямо под влиянием наследственности, а под воздействием окружающей среды. Штерн создал «теорию конвергенции». Психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. Гезел: Развитие не простая функция, а самообуславливающийся процесс, поскольку развитие приспособление ребенка к окружающей
1 2 3 4
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования