|
Зависимость формирования познавательной потребности от удовлетворения социальных потребностей учащихся и их влияние на успешность овладения иностранным языком |
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
УССУРИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
ЗАВИСИМОСТЬ ФОРМИРОВНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ОТ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Выполнила студентка 5 курса 452 группы
В.В. Иншакова _______________________
(подпись)
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры психологии С.В. Агафонова
______________________
(подпись)
Дипломная работа защищена
«____» ______________ 1999 г
Оценка ______________________
Председатель ГАК ______________________
(подпись)
Уссурийск - 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
Глава 1. Понятие потребности с точки зрения различных психологов 6
Глава 2. Развитие потребности в онтогенезе 12
Глава 3. Классификация потребностей 18
3.1 Классификация потребностей в отечественной
психологии 18
3.2 Классификация потребностей в зарубежной психологии 23
ГЛАВА 4. Психологические и возрастные особенности мотивации обучения школьников старших классов 36
4.1 Роль и функции учебной игры при обучении иностранному языку 39
4.2 Сущность игры и ее влияние на формирование
мотивации 39
ГЛАВА 5. Экспериментальное исследование 42
5.1 Методика проведения констатирующего эксперимента 42
5.2 Констатирующий эксперимент 49
5.3 Формирующий эксперимент 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРА 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Игровые формы обучения английского языка по учебнику “Snowball””
Приложение 2 Игровая форма закрепления конструкции there is/ there are
Приложение 3 Использование игровых фонов на уроках английского языка
Приложение 4 Использование высказываний и английских пословиц по теме “Семья””
Приложение 5 Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка
Приложение 6 Урок по учебнику “THE ENGLISH PAGE” по теме "What is to be a good neighbour"”
Приложение 7 Игровые приемы обучения лексике по учебнику “THE ENGLISH PAGE”.
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества психических явлений (мышление, память, способности, темперамент и т.д.) есть одно, стоящее наособицу и превосходящее по значению все другие потребность. Это особая сущностная сила Я, внутренняя энергия личности, как бы заряжающая человека для действий по обеспечению самосохранения и саморазвития недавно приобрела статус центрального психологического явления.
Актуальность нашей работы состоит в том, что потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. Полноценное формирование личности решающим образом зависит от “самодвижения” потребностей. Проблема воспитания потребностей в педагогике раскрывается недостаточно: она не выдвигается в качестве специальной задачи воспитания, такого раздела нет в учебниках, нет его и в программе воспитательной работы в школе. Вследствие этого нет и разработанной методики воспитания потребностей и мотивов. Вопрос о потребностях растворен в теме “деятельность”. К изучению данной проблемы обращались такие известные отечественные и зарубежные психологи как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Божович Л.И., К.Левин, А.Маслоу, Д.Уотсон, В. Шутц. В своей работе мы остановимся на некоторых концепциях этих авторов.
Учитель должен знать
хорошо, какие потребности побуждают активность учащегося, чтобы, создавая условия для их удовлетворения, решать свою главную профессиональную задачу вызывать к жизни мотивы, делающие человека хорошим учеником. Отсюда учителю требуется конкретное знание системы потребностей, какова соотносительная сила каждой из них.
Цель нашей работы проведение теоретического и практического исследования проблемы удовлетворения социальных потребностей учащихся и их влияния на качественное обучения иностранного языка посредством игр.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме изучения потребностей.
2. Подобрать группу испытуемых для проведения эксперимента и изучить социальные потребности межличностных отношений учащихся.
3. Подобрать методику для определения уровня удовлетворения социальных потребностей учащихся.
4. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня удовлетворения потребностей межличностных отношений и влияние на успеваемость.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Поставленные задачи решались методами:
1. Наблюдения
2. Тестирования
3. Беседы
4. Изучения литературы
5. Анкетирования
Гипотеза: нами выдвинуто предположение о том, что использование игры с учетом социальных потребностей учащихся влияет на успешность усвоения иностранного языка.
ГЛАВА I.
ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
ПСИХОЛОГОВ.
Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти XX века. Неоднократно авторы обращались к понятию потребности. За это время появилось много различных точек зрения на сущность потребности, от чисто биологических, до социально-экономических и философских. Потребность рассматривалась:
- как нужда (Узнадзе Д.Н., А.Маслоу, Магун В.С., З.Фрейд);
- как предмет удовлетворения нужды (Лежинев В.Г., Леонтьев А.Н.);
- как ценность (Магун Д.А.);
- как состояние (Николов, Мясищев В.Н., Рудик П.А.);
- как системная реакция (Рудик П.А.);
-как мотив (Божович Н.И., Ковалев Н.Г., Платонов С.Л., Рубинштейн С.Л.).
Итак, рассмотрим понятие потребности как нужды. Этот вопрос предполагает поиск единого критерия для определения нужды. При рассмотрении нужды как потребности требуется дифференцированный подход, так как способ реагирования на отсутствие или необходимость, нужность чего-то у разных объектов или систем будет разным.
В психологии нужда, нехватка чего-то чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в организме, и именно в таком значении она принимается за потребность. Так, например, Д.Н.Узнадзе пишет, что понятие потребности касается всего, что является нужным для организма, то чем в данный момент он не обладает. В таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений.
Несомненно, что у человека нужда и потребность тесно связаны друг с другом. Но это не означает, что они тождественны. Отождествлению нужды и потребности мешает и зауженное понимание нужды только как дефицита. В связи с этим, В.С.Магун отмечает, что потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то, поэтому появляется потребность избавиться от этого избытка. Так, нужда появляется и в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтанно, без предшествующего переживания дефицита, а в результате соблазнительности объекта, появившегося
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|