|
Краткий богословский анализ программы демифологизации - экзистенциальной интерпретации Рудольфа Бультмана |
|
Андрей ГОРИН
СОЧИНЕНИЯ
Краткий богословский анализ программы демифологизации экзистенциальной интерпретации Рудольфа Бультмана
...ориентированность на знание делает нас какими-то неживыми, нас с нашей рабской психологией превращает еще и в рабов нашего собственного ума и его неминуемо ограниченных возможностей, а потому мы все еще не в силах погрузиться в Бога, как в Океан...
свящ. Г.Чистяков
Религия может до некоторых пор не выявлять своего мифа. Но это делается не потому, что религия сама по себе не мифична или не предполагает мифа, но лишь чисто временно, до тех пор, пока она еще не выросла в самостоятельный и цельный организм.
А.Ф.Лосев
В определенных кругах русской церкви стало уже общим местом говорить о необходимости самоидентификации нашего христианства. Это необходимо во избежание крайностей в вере и в практике. В вере во избежание суеверия, тупого неприятия различных путей богословия или же индифферентизма в понимании веры. В практике во избежание фанатичных самоограничений, пленения себя внешней традицией, с другой стороны опять же индифферентизма в отношении пограничной этики и греховных поступков. Причиной всего этого является незнание истоков, развития и содержания собственного духовного стержня, веры и религиозно-этической практики. Решение этой проблемы лежит в двух плоскостях: актуализации Библии, как христианского первоисточника и культурно-исторического анализа христианского религиозного опыта, накопленного между нами и Библией.
Система Рудольфа Бультмана, попытке анализа которой посвящена настоящая работа, имеет дело с этими обоими пластами материала, подлежащего переработке на пути самоидентификации.
Бультман, как специалист-филолог, работал в русле герменевтических исследований Библии. При этом он выразил себя как философ и богослов в экзистенциальной интерпретации и демифологизации новозаветного провозвестия, что является ныне неотъемлемой частью историко-культурного наследия христианства.
Необходимо овладеть и критически проанализировать созданное Р.Бультманом, чтобы избежать невежественного отказа и некритического всеядства, чтобы обогатить свое христианства достижениями этого ученого-христианина, чтобы занять свое место в том мире, где мы осуществляем христианский путь. В мире, где до нас побывал Р.Бультман.
I
Краткая биография Рудольфа Бультмана и история формирования его взглядов. Бультман церковный человек. Он родился 20 августа 1884 г. в Нижней Саксонии, Германия. Его предки были лютеранскими пасторами и миссионерами. Все исследователи отмечают, что он стремился посвятить всю свою жизнь служению церкви. Он был прекрасным и плодовитым ученым, писавшем на множество тем: новозаветное литературоведение критика форм (« История синоптической традиции» , 1921, до сих пор остающиеся необходимым пособием по дисциплине), экзегезе (« Комм. на Ев. от Иоанна» , 1941; « 1, 2, 3 посл. Иоанна» в серии « Херменейа» ), философии истории (« История и эсхатология» Гиффордские лекции, 1957; « Иисус» , 1926), история богословской мысли (« Первоначальное христианство в окружающей его обстановке» , 1956), наконец, демифологизация и экзистенциальная интерпретация (« Иисус Христос и мифология» Шефферские лекции, 1951, книга 1958; « Богословия Нового Завета» в 2-х тт., 1953; « Мир и за его пределами» , 1960). Кроме того, Бультман написал множество других крупных работ и малых статей, перечислить которые нет никакой возможности. Особо назовем его знаменитое эссе, ставшее поворотным пунктом
в богословии XX века « Новый Завет и мифология» , доступное теперь и в русском переводе, крайне небольшое по объему, тем впечатляющ эффект, который оно произвело.
Бультман получил классическое образование и специализировался как филолог-новозаветник. После окончания гимназии в 1903 г. (с особыми успехами по древнегреческому языку и немецкой литературе) он проходит по несколько семестров в ряде университетов, пока не попадает в Марбург. Бультман слушал курсы у таких звезд либерального протестантского богословия, как Г.Гункель, А.Гарнак, И.Вайс, А.Юлихер, В.Германн. 1910 г. лиценциат богословия (работа: « Стиль проповеди ап. Павла и диатриба киников и стоиков» , 1916 доцент кафедры Нового Завета на богословском факультете марбургского университета (работа: « Экзегеза Федора Мопсуэстийского» ), 19161921 профессор на кафедрах в Бреслау и Гессене. С 1921 г. Бультман возглавил кафедру в Марбурге, где и пробыл до ухода на пенсию в 1951 году. Именно в Марбурге начинается новый этап в жизни богослова и философа, выход за пределы собственно либерального богословия на путь богословия экзистенциального. После 1951 г. Бультман не прекращает публиковаться, много путешествует с лекциями по Европе и Америке, читает знаменитые Шефферские (1951) и Гиффордские (1957 ?) лекции, публично полемизирует с К.Ясперсом, разъясняет свои концепции. Умер Бультман в Марбурге 30 июля 1976 года.
Многообразны и ценны достижения Бультмана. Однако, когда большинство неспециалистов слышит его имя, то на ум сразу приходит слово « демифологизация» . Сколько непониманий и предрассудков связано с ним. Отчасти, с целью развеять предрассудки вокруг одного из самых важных вкладов в науку и написана эта работа. Перед тем, как перейти к изложению программы Бультмана, надо внести ряд уточнений и исторических замечаний.
Бультман сформировался в среде либерального богословия и неоднократно выражал свою признательность ему: « Мы не смогли бы стать богословами, если бы в либеральном богословии не нашли атмосферы серьезной и радикальной правдивости» . Однако Бультман вышел за пределы элиминирующих школ либерального богословия. Вместе с Карлом Бартом и многими другими немецкими богословами он влился в многоликое, неоднородное, бродящее богословское течение со многими названиями. Одно из них теология кризиса. Не вдаваясь в подробности богословского процесса в Германии в 20-х годах, отметим, что впоследствии и Барт и Бультман создали свои, крайне различающиеся богословские миры, разойдясь во многом, но объединяет их признание кризиса либерального богословия.
Далее если Барт пойдет по пути догматического, позитивистского богословия, без философской герменевтики, то Бультман, совсем наоборот, изберет путь скептического экзистенциального богословия с разработкой целого философско-герменевтического метода демифологизации. Об этом мы и ведем речь.
Проблема со словом « демифологизация» в одностороннем ее понимании. Часто ее отождествляют с либеральной « очисткой» евангельского текста от всего, неприемлемого читателем, по тем или иным соображениям. Однако замысел Бультмана совсем иной. « Демифологизация» это как бы вывеска и это слово не работает у Бультмана самодостаточно, но только как подготовка к « экзистенциальной интерпретации» .
Демифологизация и экзистенциальная интерпретация две стороны одной медали. Величие Бультмана в том, что он не выбрасывает буквально неприемлемый материал « на свалку истории» , а реинтерпретирует его, снимает то, что называет « мифом» и наполняет
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|