|
╧Ёртюёыртшх, ч√ўхёЄтю, шъюэюяюўшЄрэшх |
|
Првослвие, Язычество, Иконопочитние.
"Икон" в переводе с греческого ознчет "обрз". Когд
некоторя рельность отржется в другом мтериле - это об-
рз. Отпечток, оствленный перстнем в сургуче или воске -
это обрз. Моя пмять о кком-то событии - это обрз. Отр-
жение другого человек в моем созннии и моих глзх - это
обрз. лово, которым обознчется предмет - это обрз: лю-
бое слово есть не вещь, но символ вещи, ее отобржение в
моей речи. еловек неизбежно живет в мире обрзов. Дже
стол, который я вижу перед собой, дн мне кк обрз (мое
сознние непосредственно рботет с обрзом стол н сетчт-
ке моего глз). И вся культур - от музыки до скульптуры,
от литертуры до живописи, есть обрз. ем смым вся
культурня деятельность человек есть нучение жить в мире
неизбежных обрзов. В этой школе у человек должно рз-
виться ожидние того, что рельность многомернее и сложнее
своих обрзов, и в тоже время смирение с тем, что познние
мир без посредств обрзов вообще невозможно.
Кк же тогд понять четвертую из десяти Моисеевых зпове-
дей - "не делй себе кумир и никкого изобржения того, что
н небе вверху, и что н земле внизу, и что в воде ниже зем-
ли"? Именно нпоминя эту ветхозветную зповедь, протестн-
ты укоряют првослвные иконы. о, что я скзл бзцем вы-
ше - философия. Они-же приводят цитту Писния. Кк совмес-
тить философию и богословие? Ккой сделть выбор?
к вот, философски очевидно, что человек не может не соз-
двть обрзов - суть же зповедей не в зпрете н созд-
ние обрзов, в том, чтобы из этих неизбежных обрзов не
делть себе кумиров. И Моисей ясно понимет смысл зпрет:
"не поклоняйся им и не служи им". Изобржение не должно вос-
принимться в кчестве Бог - это верно. В чстности, чело-
век должен помнить, что и тот обрз Бог, который он имеет в
своем уме, не есть м Бог. Можно не иметь икон и быть идо-
лопоклонником - ибо кумир будет всжен в сердце человек,
Можно спутть рельность текст Писния и рельность того
Бог, о котором оно говорит. Верно, в првослвном мире мож-
но встретить людей, которые относятся к иконе, кк к куми-
ру - но рзве в мире протестнтском нет людей, которые Биб-
лию превртили в предмет своего профессионльного изучения,
живого Бог збыли?
Кстти, Библия тоже есть икон. Просто обрз ворц он
передет не крскми, словми. Любя проповедь предлгет
некоторый обрз Бог, некоторое предствление о Боге, для
того, чтобы человек обртил свой сердечный взор к смому
оздтелю. Но тоже делет и икон. едьмой Вселенский обор,
устновивший иконопочитние, ясно скзл: глзми взиря н
обрз, умом восходим к Первообрзу. Более того, Ветхий З-
вет есть икон Нового Звет - "обрз нстоящего времени",
"тень будущих блг". обытия вященной истории иконичны.
Первым же иконописцем был см Бог. Его ын - "обрз ипос-
тси Его".
Бог же создл человек кк свой обрз в мире (в греческом
переводе - кк икону).
йну иконы рскрывет ткой литургический обряд, кк кж-
дение: в хрме священник при кждении клняется и кдит и
людям и иконм. Это дв вид обрзов. В человеке обрз Божий
есть личность, рзум, способность к творчеству и свободе.
Почитя в другом обрз Бог-я почитю его свободу и Богосы-
новнее достоинство, те Дры, которые Господь дл моему бр-
ту. Я могу не видеть этих дров, могу с осуждением или през-
рением, с холодным рвнодушием относиться - н уровне эмо-
ций - к этому человеку. Но догмт нпоминет моему рзуму: в
этом человеке, в кждом человеке, не меньше тйны, чем в те-
бе смом. Почти же не его дел в мире, почти Божие дело в
нем - обрз, подренный ему Богом. Или если я поклонился при
встрече человеку,
я тоже совершил языческий обряд ? Но тог-
д оломон был язычником, ибо дже будучи црем, клнялся
своим гостям. И Аврм - ибо клнялся и он нроду. И знчит,
опять нм нужно вспомнить то, что скзл едьмой обор об
иконе: есть поклонение, кк всецелое служение - и оно ндле-
жит только Богу, и есть поклонение, кк почитние, кк воз-
дние чести - и оно возможно по отношению к обрзу. Инче
четвертя зповедь Моисея войдет в прямое противоречие с пя-
той: "ти отц твоего и мтерь твою". И в четвертой зпове-
ди: "ти день субботний". Итк, все, что вышло из рук Бог и
все, что нпоминет нм о Нем - достойно блгодрения и по-
читния. И если человек творит себе пмятные знки, обрзы,
для того, чтобы свой ум чще обрщть к Единому ворцу - где
же здесь язычество? о же ли смое - Бог и те зповеди, ко-
торые Он дл Моисею? Нет. Но кк же пророк Исия воскли-
цет - "И н зкон Его буду уповть". Не язычник ли Исйя,
рз уповет н зкон Божий, не н Бог? А вот Двид приз-
нется - "кк люблю зкон вой". Кк же смеет он религиозно
любить что-то, помимо Бог? И уж не нрушет ли зповедь
"Богу одному поклоняйся" тот же Двид, когд говорит: "пок-
лоняюсь святому хрму воему". Конечно, нет, ибо все, что
нпоминет о Боге, достойно блгоговейного Отношения.
вой обрз блгочестия нельзя нвязывть другим - но и по-
дозревть в других худшее без всякой попытки понять мотивы
их действия является ничем иным кк фрисейством. Можно
быть христинином и жить по Евнгелию, не почитя живопис-
ных изобржений (првослвные, молясь в лгерных бркх,
где небыло икон рист, не перествли быть првослвными).
Нос глвной зповедью Евнгелия - зповедь любви - трудно
совместим прктик обвинений других христин в язычестве
только з то, что они иным путем выржют свое блгоговение
перед Единым Господом. Можно ли, глядя н звезды, слвить
ворц? Можно ли, глзми взиря н земное, умом воспевть
Небесное? Вопрос риторический, и всякий верующий ответит н
него решительным "д". А рз можно - знчит творение может
быть посредником между Богом и еловеком. И природ может
быть посредником в религиозном стновлении человек, когд
своей крсотой и величием исторгет из его сердц молитву к
оздтелю. Но если человек будет почитть космические силы и
стихии з Бог, тогд он превртиться в язычник, ибо тврь
для него встнет н место ворц. Другое дело, что в ветхо-
зветные времен зримя икон Бог был невозможн. Но во
ресте Бог стл един с человеком - и если ристос есть Бог,
и ристос был виден, то знчит он стл изобрзим. Евнгилие
словми описывет жизнь рист, художник - крскми.
До тех пор, пок вопрос о почитнии икон не был теснейшим
обрзом связн с вопросом о воплощении Бог во ристе - ер-
ковь допускл рзное отношение к иконм. Он не зпрещл
использовть обрз для проповеди и для молитвы тем, кто кк
получл духовную пользу, и он же не понуждл к этому тех
христин, которые боялись, что языческие предрссудки в н-
роде еще слишком сильны, чтобы можно было безопсно предл-
гть художественные изобржения священных событий. До 8 ве-
к мы не видим повсеместного и обязтельного употребления
икон. Но и скзть, что иконопочитние появляется лишь пос-
ле XII Вселенского обор время,тоже неверно.Этот обор лишь
богословски обосновл иконопочитние - но не он его ввел в
церковную жизнь. Икон существовл и рньше. Всем известно,
нпример, что итльянские Помпеи погибли в 79 году. Дже по
протестнтским меркм это врему опостольской, неискженной
еркви. не все постолы уже ушли к этому году из ншего ми-
р. к вот, при рскопкх в этом зсыпнном пеплом городе
были нйдены стенные росписи н библейские сюжеты, и изобр-
жения
1 2
|
|
|
|
═р ёрщЄх: |
, ,
|