|
Предмет и задачи риторики это наука о теории, мастерстве и законах искусства красноречия.
Соотношение риторики и философии без философского осмысления невозможно решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в глобальном, философском ключе-это значит придавать ей общечеловеческое значение, поднимать ее на более высокий нравственный и духовный уровень, повышать ценность речи.
Соотношение риторики и логики логика-это наука о законах правильного мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть безупречно точной, чтобы люди поверили вам безоговорочно. Чтобы слушатель вам поверил, нужны точная последовательность и безупречность доказательств.
Связь этики и эстетики с риторикой-Этика-наука о законах нравственности и морали общества. Эстетика-это наука о законах красоты.
Использование методов психологии в риторики это наука изучающая законы психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики, законы психического поведения человека, все, что связанно с нервной деятельностью человека, его душевным состоянием.
Как реализуется в риторике данные языкознания и орфоэпии Языкознание наука о законах языка. Грамотная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору, и к тому что он произносит. Правильная речь может передать не только что любую мысль, но и самый тонкий оттенок мысли и чувства. Орфоэпия наука о законах правильного произношения и ударения. Неприятно, тяжело слушать человека, коверкающего знакомое слова, неверно ставящего ударение.
Время и причины формирования риторики Античная риторика родилась а Древней Греции из героического эпоса и драмы, но в отличие от этих жанров речи были необыкновенно актуальны и помогали решать именно те вопросы и проблемы, которые возникали в данный момент жизни греков. Причем красноречие взяло от других жанров самое лучшее: эмоциональность высокую художественность, привнесло в искусство силу логики и убедительность.
Кем являлись в Древней Греции Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен? Их вклад в развитие риторики Горгий (480-380гг.до. н.э.) разработал приемы риторической художественной прозы, используя для повышения ее психологического воздействия поэтическую выразительность. Он сознательно применят определенные стилистические средства украшения (горгианские фигуры). Лисий (435-380гг.до.н.э.) афинский оратор и логограф. Умел отражать в речи особенности характеров своих клиентов. Благодаря простой манере изложения он считался великим мастером речи. Исократ (436-338гг. до.н.э.) афинский оратор, учитель риторики, публицист, логограф. Представитель торжественного, пышного красноречия. Сам публично не выступал. Имел свою школу риторики. Демосфен (384-322гг до.н.э.) афинский оратор и политический деятель. Страстные речи против македонского царя Филлипа II за свободу Греции вошли в историю человеческой культуры как филлипики. Его манеру речи отличало эффективное применение риторических средств. Для его речей характерны воодушевление и проникновенная страстность, покоряющая логика и острая аргументация.
Основные черты древнегреческой риторики Платона и Аристотеля Платон (427-347гг до.н.э.) один из выдающихся греческих мыслителей. Обобщил опыт мастерства речи на примерах выдающихся ораторов, в том числе Сократа. Аристотель (384-322гг. до.н.э.) великий древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Полагал, что риторика должна развивать способность убеждения. Он возражал против смещения разных стилей
Древнеримское понимание риторики (Цицерон, Квинтилиан)
Цицерон (106-43гг. до.н.э) философ, оратор, политический деятель и писатель. Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства. Квинтилиан (35-100гг. н.э.) оратор, ритор. Написал “Наставление оратору” в 12 книгах, начиная с элементарных основ, с изложением всей риторической теории. Теоретик литературного классицизма, реформатор литературного стиля своей эпохи.
Гомилетика как отрасль риторики церковное, богословие красноречие, унаследовавшее основные принципы античной науки.
Основы древнерусского красноречия были народные традиции.Существуют тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи “Золотое слово Святослава”(Слово о полку Игореве), “Поучение Владимира Мономаха” (Поучение чадам своим) и др.Древнерусские произведения до монгольского нашествия свидетельствуют,что старинному русскому красноречию были присущи: высокое уважение к книжному слову,мудрой речи, словесному мастерству.
Значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской риторики первые русские руководства по риторики XVI I века написана вологодским епископом Макарием одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем.Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность они служили пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интанациями,принятыми в церковной службе, речитативом.
М.В.Ломоносов и его вклад в русскую риторику XVIII века наиболее заметный след в развитии теории риторики XVII века оставило “Краткое руководство к красноречию”.Оно предназначалось для нужд просвещения,образования,несколько раз переиздавалось для молодежи жаждущей знаний.Он понимал значение красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную традицию).Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией, русской наукой.
Стилистические или риторические фигуры это зафиксированные обороты речи,являющиеся подлинным ее украшением, поднимающие речь на высокий эмоциональный уровень.Они используются для усиления выразительности высказывания обогащают и разнообразят текст.
Синтаксический параллелизм как средство художественной выразительности это одинаковое построение соседних предложений или их частей. Используются в афоризмах, пословицах там, где требуется краткость, лаконичность.
Анафора и эпифора как средство художественного синтаксиса эпифора это концовка или повторение слов или их сочетаний в конце конструкции.
Антитезы и оксюморон 1.Это противопоставление контрастных положений, понятий, образов. В ее основе лежат антонимы.Обычно антитеза может ограничиваться всего двумя словами, как правило в заглавиях: “Войны и мир”, “Волки иовцы”.2. Как и антитеза, строится на противоположностях, но они не противопоставлены, а слиты и отражают противоречивость явлений жизни, они парадоксальны: “Смех сквозь слезы”, “Пышное природы увяданье”.
Что относится к понятию “Культура речи” - под ней понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: 1. Богатство ( разнообразие) речи; 2. Ее чистота.3. Выразительность. 4. Ясность и понятность. 5. Точность и правильность.
Что в риторике понимается под словом этос это нравственно-ценочный критерий речь в котором должна быть правдивой, соответствовать
1 2 3
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|