|
Московский Институт Электронной Техники
(Технический Университет)
Институт Экономики и Управления
Кафедра философии
Лекции
по курсу «Риторика»
Выполнила
студентка ЭУ-23:
О.В.Сидорова
Преподаватель:
Кнэхт Н.П.
Москва
1999г.
Вводная лекция.
Особенности современной социокультурной ситуации и ее
влияние на язык, речь, мышление.
1) Фрагментарность культуры и принцип монтажа. Приверженность к комбинаторике.
2) Отсутствие психологических и символических глубин. Все происходит на поверхности. Подлинное заменяется эрзацем, кратким пересказом.
3) Игровое начало современной культуры, отражающееся в игре с языком безличностной индивидуальности.
4) Смешение жанров: высокого и низкого.
5) Срастание сознания со средствами массовой коммуникации. Способность приспосабливаться к ним.
6) Деструктивизм, разрушительное начало современной культуры.
Язык
Коммутативная деятельность человека.
Функции языка и речи.
1) Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения языка.
2) Общение людей и
3) Структура коммуникативного акта.
4) Анализ функций языкового общения.
Семиотика это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических систем.
Семантика это все содержание информации, передаваемое словом.
Язык это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся «языки» животных. К искусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации.
Гипотезы возникновения языка:
1) Божественная.
Герменевтика (от. Гермес) искусство толкования текстов.
2) Теория общественного договора.
Люди договорились между собой как называть ту или иную вещь.
3) Трудовая теория.
Язык складывается в результате совместной трудовой деятельности людей.
4) Имитационная.
а) имитация звуков природы;
б) имитация звуков животных;
в) рефлекторное выражение эмоций;
г) имитация звуков трудовых процессов.
Язык это система словесного выражения мыслей, обладающих определенным грамматическим и звуковым строем.
Язык это коллективное, социальное явление, но когда он используется индивидуально, он превращается в речь.
Языковое общение людей и эволюция человека.
Особенности языка:
1) Языковое общение людей психологически не релевантно (не значимо).
2) Языковое общение связано с познавательными процессами.
3) Языковое общение характеризуется богатством содержания, то есть принципиально не существует ограничений в семантике возможных сообщений. Богатство языка связано с многоуровневым строением языка.
Структура коммуникативного акта
Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта:
ь адресант отправитель сообщения;
ь референция содержание сообщения;
ь адресат получатель сообщения.
Функции языка:
1) Познавательная.
2) Регулятивная (призывно-побудительная).
3) Экспрессивная (эмотивная).
4) Фатическая.
5) Эстетическая (поэтическая).
6) Магическая.
7) Мето-языковая.
8) Этническая.
Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые разделены временем и пространством.
1) Познавательная функция языка. Язык в познании выступает в двух аспектах:
ь Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления.
ь Средство хранения и передачи информации:
- библиотека знаний
информация, содержащаяся в словарях, грамматиках, учебниках и т.д.
- библиотека текстов вся информация, устные и письменные сообщения, созданные на данном языке.
2) Регулятивная функция языка. Теория речевых актов. Это функция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на воздействии на адресата.
3) Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказывании прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная цель этого сообщения эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект реализуется с помощью:
- интонаций;
- междометий речи;
- использование слов с коннотацией.
Коннотация это дополнительные эмоциональные оценки в значении слов.
Денотат это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что это слово означает.
4) Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.
5) Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь становится яркой, свежей, непредсказуемой.
6) Магическая (заклинательная) функция. Это частный случай релятивной функции с той разницей, что адресатом выступают не люди, а высшие силы. Проявление этой функции - табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальная трактовка языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается с вещью.
7) Мето-языковая (языковой комментарий) функция. Связана с какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.
8) Этническая функция.
Социальные и психологические факторы в истории языков.
I. Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов.
1. Этапы зарождения, создания и развития устного языка.
2. Этапы зарождения, создания и развития письменного языка.
3. Этап правильных и неправильных языков.
4. Этап национальных языков.
II. Кризис языка в современном обществе. Пути выхода из него.
Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов.
В истории развития языка можно выделить ряд этапов.
Зарождение, создание, развитие устного языка.
Это единый шоттогонический процесс.
Особенности языка в первобытном обществе:
1) Язык характеризовался множесвенностью и дробностью в рамках единой языковой семьи.
2) Характерно было быстрое изменение языков вследствие глубоких языковых контактов.
3) Существовали групповые подъязыки.
Эвфегинизм (хорошо говорю) это благопристойная, смягченная форма слова, замена грубого слова более вежливым (старая женщина=> в преклонном возрасте).
4) Характерно изобилие слов в языке с конкретной семантикой.
5) Коммуникация или общение без письменного языкового вклада в себя, использование жестов.
6) Наличие в языке табуированных слов и выражений (запрещенные слова). Поэтому быстрое обновление языкового словаря.
7) Семантическая расплывчатость (диффузность словоупотребления или нестабильность семантики). Смысл слова может быть разгадан только в конкретной фразе.
Зарождение, создание и развитие письменного языка.
Дописьменный язык называли варварским языком, дописьменную культуру варварской. Письменность возникла, когда образовались первые государства: на смену неписаным законам пришли гражданское право и письменные законы.
Письменный
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|