|
Билеты для подготовки к экзамену или зачёту по риторике за первый семестр 2001 года. |
|
Примерный перечень экзаменационных вопросов
риторика
Предмет и задачи риторики.
Дайте определение ораторской речи.
Сформулируйте закон моделирования аудитории.
Как назывались стилистические приемы, используемые Горгием?
Типы красноречия, характерные для греческого ораторского искусства.
Вклад Сократа в теорию риторики.
Кому принадлежит тезис о том, что деятельность оратора творчество?
Какие достижения ораторского искусства были теоретизированы и обобщены Аристотелем?
Обязательные структурные части речи по Аристотелю.
Пятичастное деление античной риторики.
Вклад Цицерона в теорию риторики.
Сравните позиции Цицерона и Квинтилиана.
Воспитание оратора с точки зрения Квинтилиана.
Основные положения гомилетики.
Перечислите русские учебники риторики, изданные до XIX в.
Как понимал риторику Н.Ф. Кошанский?
Научно-теоретическое новаторство А.А. Потебни.
Какие значения термина «концепция» Вам известны?
Из чего складывается образ оратора?
Раскройте содержание понятия «риторический этос».
Раскройте содержание понятия «риторический логос»
Последовательность речевых действий.
Области ораторской практики. Диалектика.
Различие прозы и поэзии по Аристотелю.
Виды поэзии и их характеристики по Аристотелю
Система стилистических помет.
Дайте определение понятию «композиция».
Почему определения риторики как учения о красноречии по существу не верны?
Охарактеризуйте закон цельности внутреннего и внешнего содержания речи.
Как понимаются правила в риторике?
Назовите основные группы аргументов и охарактеризуйте их.
Проанализируйте на примере структуру логического доказательства.
Особенности прямого доказательства.
Особенности косвенного доказательства.
Ошибки и уловки, относящиеся к аргументам и демонстрации.
Роль топики в риторической практике. Приведите 2-3- примера построения смысловых моделей.
Раскройте смысл известных Вам античных теорий монолога.
Система понятий риторики Квинтилиана.
Перечислите части речи в необходимом порядке и дайте краткую характеристику каждой.
Определите основные жанры монолога.
Программа действий для слушающего. Этапы развития образа автора в семейно-бытовой речи.
Образ автора в судебной речи.
Особенности русской гомилетики.
Охарактеризуйте основные черты русского проповедника.
Основные этапы развития образа автора в русском документе.
Стилистические особенности нотариально образованного документа.
Образ автора в современном документе.
Основа художественной литературы с точки зрения риторики.
Отождествительность и сервильность образа автора в массовой коммуникации.
Как образ речи складывается со стороны говорящего?
Как образ речи складывается со стороны слушающего?
Основы риторического изобретения.
Назовите известные Вам виды примеров и укажите для чего они используются.
Приведите примеры энтимемы и силлогизма как видов логического доказательства.
Основные принципы построения риторической композиции.
Ритмические характеристики речи.
Раскройте содержание понятия «речевая эмоция».
Охарактеризуйте базовые эмоции речи.
Какими речевыми средствами поведения создается эмоция, составляющая фактическую функцию речи?
Особенности и средства создания этической эмоции речи.
Особенности и средства создания рациональной эмоции речи.
Дайте определение жанру «решение».
Дайте определение жанру «приказ».
Дайте определение жанру «сводка»
Дайте определение жанру «инструкция».
Как понимается искусство дебатирования в культуре управления?
Способы поиска информации о конкурирующих организациях.
Дайте определение диалога и сформулируйте
основные правила диалога.
Роль внимательного молчания в организации диалога.
Раскройте принципы разделения людей на активные и пассивные классы на примере 2-3 речевых действий.
Степени участия людей в речевых действиях.
Перечислите речевые действия, в которых обе стороны включены в активную и пассивную деятельность.
Основные правила приема сообщения, их практическое значение.
Способы действия, рекомендованные в риторике для получателя речи.
Сформулируйте ряд правил, определяющих отношения людей в диалоге.
Назовите типичные ошибки в организации и ведении диалога.
Воплощение речевого логоса в правилах для говорящего и для слушающего.
Признаки и формы речевого логоса в диалоге.
Охарактеризуйте граничные законы риторического изобретения.
Виды диалога по характеру реплик.
Какие виды речи относятся к диалогу-различию? Прокомментируйте на примере нескольких видов речи.
Охарактеризуйте диалог без смены реплик, назовите относящиеся к нему виды речи.
Закон эффективности диалога.
Описание жанровых систем как способ классификации диалога.
Структура организационно-распорядительной документации.
Охарактеризуйте известные Вам типы классификаций жанров в диалоге.
Какими жанрами представлены связи с общественностью по проекту?
Что относится к понятию «предмет речи»?
Раскройте смысл понятий «тема речи» и «проблема речи».
Обоснуйте необходимость выбора проблемы для изучения темы как второго этапа в разработке концепции речи.
Сформулируйте концептуальный закон риторики, раскройте его содержание.
Роль стратегии в разработке концепции речи.
Роль тактики в разработке концепции речи.
Какие вопросы характеризуют изобретение речи с точки зрения ее уместности?
Основные качества изобретения.
Ритмические и стилистические средства выразительности речи.
Значение паузы. Виды пауз.
Основные особенности семейного диалога.
Отражение семейного и любовного диалогов в классической литературе.
Основные особенности поздравительной речи.
Этикетные формы поздравительной речи. Прокомментируйте на примерах.
Составьте примерный план поздравительной речи, перечислив необходимые для нее композиционные части.
Учебная речь: цели и разновидности.
Образ оратора в учебной речи.
Образ аудитории в учебной речи.
Подготовка учебной речи.
Виды и способы построения риторических эмоций в учебной речи.
Композиционные особенности агитационной речи.
Основные требования к эффективности речи.
Проблема самовоспитания оратора, ее значение в риторике.
Как в классификации типов речи представлены устная и письменная речь?
Как в классификации типов речи представлена речь массовой коммуникации?
Основные классы речедеятелей в устной речи.
Какой риторический закон основывается на пространственных характеристиках языка?
Охарактеризуйте структуру общества с точки зрения письменности.
Сформулируйте и поясните содержание закона социального деления речедеятелей.
Общественное значение печатной речи.
Особенности содержания массовой информации.
Информатика как разновидность речи массовой коммуникации.
Основные возможности ЭВМ с точки зрения риторики.
Структура речевых актов. Симметричные, нейтральные и ассиметричные виды речи.
Как понимаются пафос и логос в теории речевых коммуникаций?
Охарактеризуйте общие и необщие части описания.
Общественное значение риторики.
Предмет и задачи неориторики.
Экзаменационный билет по предмету
РИТОРИКА
Билет № 1
1) Назовите и охарактеризуйте основные русские учебники по риторике XVI-XVIII вв.
2) Области ораторской практики. Софистика.
3) Дайте
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|