|
Пуск двигателя в зимних условиях |
|
.
ВВЕДЕНИЕ.
Зимним периодом эксплуатации называется такой период, когда1 0тем-
пература окружающего воздуха устанавливается ниже плюс пять градусов
цельсия.
Эксплуатация машин в зимних условиях затрудняется из-за низких
температур воздуха наличия снежного покрова, сильных ветров и мете-
лей, а также сокращения светлого времени суток. Низкая температура
окружающего воздуха затрудняет пуск двигателя, оказывает отрицатель-
ное влияние на работу всех его систем и поддержания нормального теп-
лового режима. Вследствие низких температур окружающего воздуха зна-
чительно ухудшается испаряемость бензина и увеличивается плотность
воздуха, что приводит к значительному обеднению гор горючей смеси и
плохому ее воспламенению при пуске карбюраторных двигателей. В дизе-
лях вследствие повышения вязкости топлива и снижения температур воз-
душного заряда в цилиндрах нарушаются условия смесеобразования и
ухудшается самовоспламенение дизельного топлива.
Переохлаждение двигателя в процессе его работы приводит к ухудше-
нию смесеобразования и усилению конденсации горючего, в результате
чего увеличивается его расход и снижается мощность двигателя. Кон-
денсат горючего смывает масляную пленку со стен цилиндров и разжижа-
ет масло в картере, что приводит к резкому нарастанию износа деталей
двигателя и сокращению срока его службы. Особенно сильно изнашивают-
ся детали при пуске холодных двигателей.
Повышение вязкости масла при низких температурах воздуха вызывает
резкое увеличение сопротивления вращению коленчатого вала, что зат-
рудняет достижение требуемой для пуска двигателя частоты вращения
коленчатого вала.
.
р
Как же все-таки обеспечить уверенный пуск двигателя зимой? Есть
несколько способов.ПЕРВЫЙ СПОСОБ -- применять масла с низкой вяз-
костью М-5 /10 или М-5 /12 и аналогичного, с маркировкой SAE 10W-30.
Таких масел сегодня в продаже достаточно. Они дадут возможность
стартеру развить пусковые обороты при температурах воздуха до минус
20-25 С.Если в вашей местности температуры ниже, причем в течении
длительного времени, то целесообразно использовать более "жидкие"
масла -- класса вязкости SAE 5W-30.
Однако резко возрастает с морозом вязкость масла в двигателе, да-
же у М5 /10 при тридцатиградусном морозе становится чуть ли не твер-
дым. Ясно, двигать детали в таком масле и "прокачать" по магистралям
настолько трудно, что стартер при пуске с этим может не справиться.
Если мотор все - таки удаться пустить, вас может подстеречь большая
беда -- часто, проработав полминуты, мотор заклинивается! Происходит
это из-за того, что масло, выброшенное вначале в магистраль маслона-
сосом, другим из картера не заменяется -- под насосом образуется
воздушная яма. ВАС оповестит об этом лампа "НЕТ ДАВЛЕНИЯ", да и мо-
тор начнет лязгать. Тут-то его и надо немедленно выключить иначе
повреждений не миновать.
Но как тому, кого мороз застал врасплох? Ведь и так бывает: надо
ехать, а на дворе минус тридцать, и подогреть масло в картере нечем
--не будешь же под машиной костер разводить -- она, чай своя не дяди
на!
Слить и подогреть тоже не выйдет -- масло-то почти как вакса. В
подобных случаях мы поступали так. В какой-нибудь емкости нагревали
литр-поллитра масла до градусов 90-120, затем заливали его в двига-
тель(в дополнение к имеющемуся) плюс туда же -- бензин. И сразу весь
этот коктейль смешивали стартером. После мотор, как правило, пускал-
ся без проблем, при чем контрольная лампа давления не загоралась, не
было лязга, повреждений. Даже если переохлажденная часть масла и не
смешивалась с вновь залитым, то мотор исправно начинал работать, а
потом температура всего объема масла выравнивалась. Не надо опасать-
ся, что превышение уровня масла в двигателе грозит катастрофой --
куда хуже пускать его на холодном масле, когда некоторые детали вы-
нуждены работать всухую. Педант может, конечно, после этого на вся-
кий случай слить излишек, я, например, этого не делал -- в процессе
естественного угара масло все равно выработается. Кому-то подготов-
ка может показаться слишком хлопотной. Но,уверяю,из всех зол от мороза это -- меньшее. Еще одна "де-
довская хитрость". Оставляя машину на несколько ча-
сов, совсем не вредно укрыть двигатель (под капотом) старым ватни-
ком, одеялом или чем-нибудь подобным. Даже после стоянки в течении 5
часов при 20-градусном морозе мотор под такой шубой на ощупь имел
плюсовую температуру. Характеристики вязкости масла с увеличением
мороза не линейные -- тут каждый новый градус играет все большую
роль, и такое утепление здорово помогает при пуске двигателя на мо-
розе. Главное, о чем, надо помнить, -- шуба не должна касаться горя-
чих выхлопных патрубков, иначе ВАМ грозит ПОЖАР !!!
.
Второй способ - нагреть двигатель через систему охлаждения. Для
предпусковой подготовки карбюраторных двигателей, заправленных загу-
щенным моторным маслом, требуется вода, нагретая до температуры
семьдесят пять - восемьдесят градусов цельсия: при температуре окру-
жающего воздуха минус тридцать пять градусов цельсия - две заправки,
при температуре ниже минус тридцать пять градусов цельсия - не менее
трех заправок. Заливать горячую воду в горловину радиатора необходи-
мо через воронку так, чтобы скорость подачи ее в систему охлаждения
автомобилей и легких транспортеров-тягачей составляла примерно пять
литров в минуту. При этом сливные краники системы охлаждения должны
быть открыты, отверстия их прочищены, а жалюзи радиатора закрыты. С
началом вытекания из сливных краников теплой воды краники на полови-
ну прикрывают и продолжают заливать воду. После того как из краника
вытечет шесть-восемь литров воды, их перекрывают и заполняют всю
систему охлаждения горячей водой, опускают капот и выдерживают горя-
чую воду в системе для лучшего прогрева стенок цилиндров. Затем сли-
вают часть воды ( одну треть или одну вторую часть вместимости сис-
темы охлаждения ) и вновь доливают систему горячей водой до нормы.
По окончании пролива через систему охлаждения горячей воды пускают
двигатель с применением пусковой жидкости и прогревают его при малой
частоте вращения на холостом ходу в течение трех-четырех минут.
.
Третий вариант -- поднять температуру масла, подогревая картер
двигателя паяльной лампой, газовой горелкой или любым другим доступ-
ным способом, например, с помощью примуса " Шмель" ( конечно, приняв
меры пожарной безопасности). Имейте ввиду, что интенсивный нагрев
поддона (особенно алюминиевого) вызывает местный перегрев нижних
слоев масла, термическое разрушение присадок. Это тоже приводит к
ускорению старению масла. Поддон не СКОВОРОДКА, А МАСЛО НЕ КАРТОШКА
- не "жарьте" его на открытом огне. Отведите пламя, пусть время
прогрева увеличится, но так будет лучше.
Для нагрева масла таким образом лучше всего пользоваться горелка-
ми с инфракрасным излучением ( со специальной керамикой). Таких се-
годня много в продаже, например,
1 2 3
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|