|
Полнофункциональная система автоматизированного контроля производственных процессов водопроводной станции станции |
|
АВТОМАТИКА
Современная концепция автоматизации
Нижеследующие тезисы представляют собой попытку выявить основные черты современной полнофункциональной системы автоматизированного контроля производственных процессов водопроводной станции станции. На ВС выработана такая стратегия модернизации сооружений и системы управления, которая будет служить постоянной программой развития, окажется экономически целесообразной, приведёт, к скорейшему достижению поставленных целей.
Необходимость и цели модернизации АСУ
К настоящему времени на ВС внедрена в эксплуатацию система автоматизированного управления технологическим процессом предприятия, охватывающая все этапы производства и сооружения станции. Система обладает следующими характеристиками:
Осуществляет автоматический сбор технологических параметров процесса водоочистки, от насосных агрегатов первого подъема до водоводов идущих в город
Позволяет задавать режимы работы оборудования и технологические нормы большей части протекающих процессов с консоли оператора
Отображает необходимую оперативную технологическую информацию для диспетчеров и специалистов на экране компьютера
Ведет базу данных некоторых технических параметров производства для последующего анализа, вывода форм и передачи статистических данных в главную диспетчерскую
Сигнализирует о наступлении аварийных ситуаций и сбоях в работе контролируемых систем
Имеет несколько уровней контроля производственных процессов в виде последовательно отображаемых на мониторе мнемограмм с различной детализацией информации о состоянии сооружений и протекающих процессах
Обеспечивает разделение управления станцией на центральном и местных диспетчерских пунктах, а также по отдельным технологическим объектам и процессам. Позволяет управлять работой сооружений в автоматическом режиме, - при помощи микропроцессорных контроллеров системы АСУ или из диспетчерских пунктов, - путем установки параметров технологического процесса.
Серьёзным переработкам подвергся и нижний уровень управления. Были заменены или установлены дополнительно приборы технического контроля, проложены новые кабельные линии связи контроллеров, заменены устаревшие и ненадёжные релейные схемы.
Вместе с тем, в ходе эксплуатации существующей системы АСУ, выявились конструктивные недоработки, узкие места системы; появилось четкое представление о том, какими характеристиками и возможностями должна обладать система управления технологическими процессами современного предприятия. Можно говорить о складывающейся концепции развития системы автоматизированного управления производством.
Большая часть эксплуатируемого с 1991-95 гг. оборудования выработала свой ресурс, что влечет дополнительные расходы на обслуживание и ремонт системы. Многие узлы управления стыкуются с устаревшим запорным оборудованием или контрольно-измерительным, что приводит к поломкам и искажению поступающих в систему данных. Сбои в системах электропитания также являются причиной большой части выходов из строя элементов АСУ. Модернизация и замена устаревшего оборудования необходима.
Но настоящие причины проведения модернизации системы управления другие. Внедрение АСУ ТП на водопроводной станции происходило поэтапно и не изменяло существующей концепции управления технологическим процессом. Существующая система автоматизированного управления построена на основе старой системы ручного управления станцией и унаследовала все её особенности и характеристики. По существу система управления станцией осталась прежней, - т.е. административно-иерархической с четким разделением должностных обязанностей и прав. Все что добавила в эту модель АСУ, - это предоставление большего объема информации для принятия решений персоналом и возможность функционирования отдельных процессов в режиме автоматического управления. Из-за непрерывно возрастающей сложности АСУ, растет число ошибок в системе управления. Ни один человек или подразделение на станции уже не могут обладать всей информацией о производственном процессе. Информация при передаче ее по звеньям цепи управления искажается, что приводит к ошибкам, как в эксплуатации, так и при планировании развития и модернизации станции. Сама же система автоматизированного управления все еще раздроблена и ориентирована на решение локальных задач управления отдельными сооружениями, но не на управление производственным процессом в целом. Коренная модернизация АСУ ТП потребует качественного изменения схемы управления.
Переориентация на централизованную систему автоматизированного управления предприятием в настоящее время недоступна, как из-за слабой интеграции отдельных компонентов системы АСУ, так и из-за, действующей прежней схемы управления и эксплуатации оборудования. Для того чтобы реализовать иную схему, необходимо разрешить две основные проблемы.
Во-первых, должна быть создана единая среда автоматизированного управления станции. Т.е должна быть реализована возможность управления всем оборудованием из любого места системы с достаточной надежностью и скоростью реакции на происходящие события производственного процесса. Требует существенного расширения нижний уровень системы. Все узлы должны быть снабжены дополнительными датчиками, позволяющими выяснить и своевременно устранить причины отказа или сбоя оборудования (датчиками/электропитания, температуры агрегатов, вибродатчиками и пр.). Оборудование АСУ должно быть интегрировано на основе открытых стандартов. Большая часть неисправностей, возникающих регулярно, должна предусматривать регулярное совершенствование всех систем вплоть до полного устранения причин этих неисправностей. В помощь операторам должна быть создана экспертная система, предлагающая решение (переход в режим ручного управления, отключение определенного оборудования или схему переключения) на все известные аварийные ситуации. Таким образом, речь идет о реорганизации и расширении существующей АСУ ТП.
Во вторых, необходимо изменить методы эксплуатации оборудования. Необходимо перейти от разделения ответственности к созданию комплексных, эксплуатирующих оборудование бригад, способных в максимально короткий срок решить все вопросы (от организационно-снабженческих до технических) и устранить любую возникшую неисправность. От разделения ответственности, когда каждый сотрудник отвечает только за свой участок, нужно перейти к общему подряду на эксплуатацию системы в целом. Регламенты обслуживания оборудования должны, например, предусматривать регулярную проверку всех узлов (от кабельных систем до контроллеров) по самым строгим стандартам при помощи современных диагностических приборов. Этого не будет до тех пор, пока «выгоднее» регулярно ремонтировать оборудование, нежели иметь полностью исправно работающую систему. Нечто подобное существует в страховой медицине, - клиент платит, пока здоров.
Разумеется, движение в сторону создания подобной системы управления будет весьма продолжительным по времени, но цели определены уже сейчас. Эти цели можно сформулировать следующим образом:
1 2 3
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|