|
Содержание и последовательность обучения базовой технике дзюдо |
|
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Адыгейский государственный университет
Институт физической культуре и дзюдо
Кафедра спортивной борьбы
Джафаров Алик Амирасланович
Студент 5 курса очного отделения
Содержание и последовательность обучения базовой технике дзюдо
Квалификационная работа
Научный руководитель
кандидат педагогических наук
Шагуч А.
Майкоп 2000
Оглавление.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава Й. Состояние вопроса исследования по данным
литературы.
I.1. Понятие базовой техники и ее значение в
совершенствовании технико-тактического мастерства.. . . 5
I.2. Содержание и последовательность технико-тактической
подготовки борцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
I.3. Этап базовой технико-тактической подготовки
спортсменов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования.
II.1. Цель и задачи исследования . . . . . . . . . . . . . . . . 30
II.2. Методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
II.2.1. Анализ литературных источников и обобщение
передового практического опыта . . . . . . . . . . . . 31
II.2. 2. Педагогическое наблюдение . . . . . . . . . . . . . . . 31
II.2. 3. Анкетирование и интервьюирование ведущих тренеров
и специалистов по дзюдо . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
II.2. 4. Анализ видеоматериалов . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
II.2. 5. Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Глава III . Результаты исследования и их анализ.
Определение содержания и объема базовой
техники дзюдо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Выводы и практические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . 48
Использованная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Введение.
Современное развитие спортивной борьбы характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к технико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований.
Повсеместное распространение отечественной школы борьбы, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основным конкурентам детально изучать особенности технико-тактического мастерства ведущих российских борцов, обусловили необходимость постоянного поиска и тщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накоплен как у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научного обоснования содержания и методики формирования и совершенствования технико-тактического мастерства борцов на различных этапах многолетней тренировки (49).
Основные положения многолетней тренировки борцов, ее этапы и содержание частично отражены в работах А.Н.Ленца (1960, 1964, 1972), А.А.Новикова и А.И.Колесова (1972), Р.Петрова (1977), Г.С.Туманяна (1984), Р.А.Пилояна (1985,1988), Я.К.Коблева (1982,1990), В.М.Игуменова(1992), Ю.А.Шахмурадова (1978,1981,1997) и др.
При значительном числе исследований и методических работ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения технике на начальных этапах подготовки и вопросы совершенствования содержания и последовательности изучения базовой техники борьбы.
Эта проблема имеет непреходящую актуальность, которая объясняется постоянным острым соперничеством борцов на международных соревнованиях, расширением арсенала технических и тактических действий, наличием большого количества школ с различной направленностью в технической и тактической подготовке спортсменов и частым изменением правил соревнований.
Достижение высоких результатов по борьбе невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми.
До сих пор мало исследованными остаются вопросы: каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальной структуры и применения не только в учебно-тренировочных схватках, но и в условиях соревнований.
Объектом нашего исследования явился учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки дзюдоистов в ДЮСШ.
Предмет исследования особенности формирования технико-тактической подготовленности дзюдоистов на этапе начальной подготовки.
Исследование и выявление базовой техники как фундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий, необходимого для успешного выступления на соревнованиях, явилось нашей основной целью исследования. Мы исходили из того, что овладение базовой техникой позволит эффективно и правильно построить процесс технико-тактической подготовки и сформировать у них индивидуальный комплекс коронных технико-тактических действий.
ГЛАВА I.
Состояние вопроса исследования по данным литературы.
I.1. Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании технико-тактического мастерства.
В области физической культуры и спорта термин «базовая» (подготовка, техника и т.д.) нашел свое широкое применение. Слово «база» (от греч. «базис») означает основание, фундамент, основа.
Так, физическое воспитание школьников, как отмечает Л.П. Матвеев (1976), направлено на то, чтобы гарантировать необходимый каждому человеку базовый уровень физической и общей дееспособности. А рассматривая многолетний процесс технико-тактического совершенствования, он подразделяет его на две стадии (1977) :
1) базовая техническая подготовка;
2) углубленное техническое совершенствование.
При этом на стадии базовой технической подготовки, как отмечает автор, создается широкий фундамент спортивно-технических навыков и умений, на основе которых в дальнейшем строится совершенствование избранного вида спорта.
Необходимость выделения этапа базовой подготовки отмечают В.П.Филин и Н.А.Фомин (1980). Главной задачей этого этапа обучения, по мнению авторов, является овладение основами рациональной техники, а на этапе спортивного совершенствования достижение высокой координации движений, шлифовка элементов техники.
Таким образом, можно сказать, что основной направленностью базовой подготовки, по мнению ряда авторов, является формирование у спортсмена богатого фонда двигательных навыков и умений, а также освоение основных технических элементов (приемов) избранного
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|