|
План
1. Необходимость антимонопольного законодательства.
2. Цели антимонопольного законодательства.
3.Методы антимонопольной политики в РФ.
3.1. Ограничительные меры.
3.2. Контроль за усилением экономической концентрации.
3.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию.
3.4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.
3.5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля.
4. Американская и европейская модели антимонопольного законодательства..
4.1. Федеральное регулирование в США
4.2. Европейская антимонопольная политика.
5. Структура антимонопольного законодательства РФ.
Список литературы.
1. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
2. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год
3. «Обуздаем ли монополии»// Российская газета 1994 года 9 июля.
4. В.Ершов «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета 1994 год 1 февраля.
5. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” «МЭ и МО» № 7 1994 г.
6. "Мировая экономика и международные отношения"№7 1994.
7. Ходов Л.Г. «Основы государственного экономической политики», М.1997
8. Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики», М.1999
9. Албегова И.М. «Государственная экономическая политика», М.1998
10. Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс», М. 1992
11. Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. «Основы экономической теории». М.1993
ТезисыАргументы1. Необходимость антимонопольного законодательства.
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
2. Цели антимонопольного законодательства
Многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.
1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации
2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки
4. Создание эффективных правовых механизмов,
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
6. Упорядочение оказания государственной помощи.
7. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий.
8. Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке.
9. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня.
3. Методы антимонопольной политики в РФ.
3.1. Ограничительные меры.
Ограничительные меры. предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.
Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное
EDucation Network 468х60
положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
3.2. Контроль за усилением экономической концентрации.
Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:
Предварительно контролируются,
во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;
во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
3.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию.
Действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.
3.4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.
Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.
3.5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля.
По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра.
4. Американская и европейская модели антимонопольного законодательства.
Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине.
4.1. Федеральное регулирование в США
Основные органы федерального регулирования в США: антитрестовский отдел Министерства юстиции, Федеральная торговая комиссия.
Антитрестовская политика Федеральных органов.
В реальной экономической жизни США антитрестовская политика федеральных органов власти определяется не только антитрестовским законодательством.
Фиксация цен.
Закон Шермана считает практику фиксации цен на товар незаконной.
Наряду с тем, что признается незаконным сам факт фиксации цен, закон распространяет свои полномочия и на другие виды совместных действий, могущих даже косвенно повлиять на цены.
Слияния.
Первоначальный вариант Закона Клейтона содержал в себе механизмы, направленные против подобной практики.
Текущая практика надзора за слияниями.
Хотя Закон Селлера не отменен и по сей день, нынешняя политика федерального правительства несколько смягчилась по сравнению с 5060-ми годами.
Ранее эффект слияний рассматривался экономистами в весьма узком аспекте - лишь относительно вероятной экономии на масштабе производства.
Для определения законности практики горизонтальных
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
На сайте: |
, ,
|