Top100
Поиск: реферат, курсовая, диплом
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Банк рефератов / Юриспруденция /

Полномочия России как суверенного федеративного государства



Содержание. 2 Введение. 3-4 Понятие компетенции Российской Федерации. 5-8 Содержание компетенции Российской Федерации и ее правовая основа. 9-21 Механизм разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. 22-26 Заключение. 27-28 Список используемых нормативно-правовых актов и исследований. 29 Приложение. 30-34

Введение.

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делится этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов. Мировая практика выработала форму решения этой проблемы, которая состоит в установлении: а) исключительной компетенции федеральных органов власти, б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов, в) исключительной компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституция РФ), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или хотя бы путем принятия законов, а так же постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории федерации. Актуальность этой проблемы в Российской Федерации очевидна. Распад СССР подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в Российской Федерации. Осенью 1991г. все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Большинство бывших автономных областей провозгласили себя республиками. Края и области так же начали борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба Российской государственности в 1991-1993гг. во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992г. Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Имела место «война законов». Причины, приведшие к распаду СССР, так же сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В их основе лежало желание самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Все это явилось результатом неправильной политики Центра в отношении членов федерации (в РСФСР по Конституции 1978г. субъектами считались только автономные республики, остальная территория страны была разделена на административно-территориальные единицы). Эти события доказывали необходимость построения качественно новых взаимоотношений между федеральным центром и ее субъектами. Ведь смысл и суть федерализма состоят в разделении полномочий между федеральной властью и субъектами федерации. Правительство действовало методом проб и ошибок, так как подобного опыта у государства не было. В настоящее время появилось много научных трудов по этой теме. Хотелось бы выделить следующие: 1. Комментарий к Конституции РФ под общей редакцией кандидата юридических наук Кудрявцева Ю.В. Третий по счету, но первый практический комментарий к Конституции РФ. При его написании максимально привлечено текущее законодательство, судебная и административная практика. Авторы комментария известные правоведы, сочетающие научную деятельность с практической (в частности, с работой в Конституционном Суде РФ). Год издания 1996. 2. Конституционное право Российской Федерации. Авторы Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Эти известные российские правоведы исходят из факта создания в России нового конституционного права, опирающегося на принципы демократического правового и социального государства. Здесь подробно излагаются основы конституционного строя посттоталитарного общества, подчеркивается приоритет прав и свобод человека и гражданина, исследуется взаимосвязь институтов власти, соответствующих установленной Конституцией форме правления. В книге очень четко дано представление о полномочиях Российской Федерации как суверенного федеративного государства. Законодательные материалы приведены по состоянию на декабрь 1995г. 3. Конституционное право Российской Федерации. Авторы Козлова Е.И., Кутафин О.Е. активно используют историко-правовой и сравнительные методы. При написании данной работы использовалась также периодическая печать: журналы «Государственное право и местное самоуправление», «Конституционное и муниципальное право», «Государство и право»; учебники по истории отечественного государства и права; иные учебники по конституционному праву РФ и зарубежных стран, а также соответствующие страницы в интернете. Понятие компетенции Российской Федерации.

Среди многоаспектных, многогранных элементов федерализма, как демократического принципа государственного устройства, распределение предметов ведения между федерацией и ее субъектами, разграничение полномочий между их органами государственной власти имеют ключевое значение. Российская Федерация следует по испытанному пути, который состоит в установлении: а) исключительной компетенции федеральных органов власти, б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов, в) исключительной компетенции субъектов федерации. Ст. 71 Конституции РФ содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст.72 Конституции РФ перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст.73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации. Отнесение Конституцией РФ тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации (компетенция Российской Федерации) означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (указы, законы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации. Компетенция Российской Федерации сформулирована в виде сфер деятельности Федерации, ее прерогатив, объектов, определенных видов
1 2 3 4 ...    последняя
НА САЙТЕ:
Rambler TOP100 Яндекс цитирования