|
Правовое регулирование ценообразования |
|
Введение.
Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Как вне экономики не может вершиться политика, так и политические факторы активно влияют на экономические решения.
Сделав свой окончательный выбор движения по пути демократии, Россия должна выработать и новую экономическую политику. Стремление продолжить рыночные реформы необходимо подкрепить пониманием долговременных и текущих задач государственного регулирования хозяйственной деятельности, особенно на этапе перехода от централизованной экономики к рыночной.
Нигде в мире не существовала и не существует рыночная или централизованная экономика в чистом виде. Реальная экономика - смешанная, ибо в ней сочетаются черты и рыночной и централизованной, действуют и рыночные отношения, и государственное регулирование.
Государство не может устраниться от регулирования экономической жизни, которое предполагает установление самых общих правил поведения участников рынка, чаще всего в виде "мягких" ограничений, касающихся вида товаров, объема продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в странах с ярко выраженной рыночной экономикой носит преимущественно косвенный характер. Оно воздействует на хозяйственные субъекты посредством правовых ограничений и запретов, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления социальных и экономических программ.
Правовое регулирование может использоваться как в целях ограничения или даже подавления нежелательных для общества видов экономической деятельности (например, производство и торговля наркотиками), так и в целях развития некоторых форм предпринимательства (содействие фермерским хозяйствам, поддержка малых форм экономической деятельности, освобождение от налогов отдельных видов доходов, направляемых, скажем, на инвестиции или благотворительность).
Основная цель правового регулирования экономики - соблюдение интересов общества в целом и прежде всего социально незащищенных слоев населения, защита интересов будущих поколений, охрана окружающей среды.
Одним из главных видов государственного воздействия на экономику является ценовое регулирование. Цены как основной инструмент уравновешивания спроса и предложения увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца), выполняя в то же время и очень важную социальную функцию: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. И особенно чувствительной бывает реакция людей на уровень цен и его изменения.Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динамика цен рассматриваются как одни из важнейших характеристик состояния экономики в целом, а правовое регулирование ценообразования - как составная часть воздействия на развитие всей экономической ситуации.
Глава I. Публично-правовые основы ценообразования
В соответствии со статьей 71 (пункт "ж") Конституции РФ основы ценовой политики относятся к предметам исключительного ведения Федерации. Конституция не раскрывает состав таких основ и не дает в явной форме критериев оценки норм как основных. На мой взгляд, к основам ценообразования относятся нормы, определяющие следующее: подчиненных и властных субъектов ценового регулирования и контроля; порядок установления видов деятельности, категорий лиц, цены (тарифы) на товары (работы, услуги) которых подлежат административному регулированию; формы такого регулирования; основы процедуры, в рамках которой будут действовать соответствующие контрольные органы; их полномочия, связанные с доступом к информационным ресурсам и имуществу подконтрольных лиц; ответственность за нарушение установленного порядка ценообразования (данный перечень не является исчерпывающим). Основным критерием принадлежности нормы к основам является ее определяющее значение для обеспечения конституционных прав субъектов хозяйственной деятельности при осуществлении административного регулирования цен, а также непосредственное участие нормы в механизме реализации конституционных принципов управления национальной экономикой. В зависимости от принятия законодателем тех или иных концепций управления ценообразованием круг основных норм, требующих федерального регулирования, может расширяться или сужаться. Конституционные принципы правового государства, экономического единства Федерации, приоритета прав и свобод человека и гражданина задают определенную структуру данного института, ориентируясь на которую, федеральный законодатель должен сформировать свод норм правовых основ. На основании анализа конституционной структуры можно выявить пробелы, а также осознанно сформированные ниши в действующем законодательстве о ценообразовании.
Конституция Российской Федерации использует понятие "ценовая политика", а не "ценообразование", не "административное или публично-правовое регулирование ценообразования". Хотя данные понятия и не являются синонимами, правовые основы ценовой политики (основы соответствующего института публичного права) также подразумеваются Конституцией РФ. Публично-правовое регулирование предполагает активное участие в нем государства, т.е. осуществление государством в данной области определенной властной и целенаправленной деятельности - политики. Данная деятельность, хотя и не охватываемая целиком рамками правоотношений, не может не основываться на законе.
Административная деятельность государства и муниципальных образований в области ценообразования связана с некоторыми организационно-политическими и неправовыми основами. В некотором смысле институт публично-правового регулирования цен - это средство государственной политики цен. Государство в лице соответствующих органов формирует данный институт, осуществляет выбор того, какими средствами тарифного администрирования целесообразно воспользоваться в данных социально-экономических условиях, какие средства неприемлемы в принципе, какие должны быть зарезервированы, определяет объем (поле) ценового регулирования. Наряду с непосредственным административным вмешательством и контролем в данном поле используются и иные средства, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой, участием государства и муниципальных образований в управлении субъектами хозяйственной деятельности. Данная группа организационно-политических основ ценообразования может определяться в различных программных актах, в т.ч. и не носящих правового характера.
Вторым по своему значению для рассматриваемого института после Конституции РФ является Гражданский Кодекс РФ. ГК РФ устанавливает принцип свободы ценообразования, развивающий и дополняющий конституционный принцип свободы предпринимательства, и правовые основания административного ограничения этой свободы (ст. 424). Данные нормы имеют не столько цивилистическое, сколько
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|