|
Лингвистическая аргументация |
|
Министерство образования Российской Федерации
Кафедра русского языка
Допустить к защите
«___» июня 2001 г.
Завкафедрой проф.
_________________________
(подпись)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Лингвистические аспекты аргументации
(на примере юридического дискурса)
Проект выполнила дипломница ____________________
Группа «Б», факультет филологический, специальность 02.17 ОЗО
Руководитель работы _______
Нормоконтролёр ___________
2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Теория аргументации как интегральная дисциплина…………………………6
1.1. Теория аргументации как научная дисциплина……………………….….6
1.1.1. Аргументация как комплексное явление……………………………6
1.1.2. Процесс аргументации: среда и составляющие…….………………15
1.1.3. Виды аргументации…………………………………………………..18
1.1.4. Максимы аргументации………………………………………………21
1.2. Теория аргументации и риторика………………………………………….23
1.2.1. Античная риторика как концептуальная основа современной теории аргументации……….…………………………………………………..23
1.2.2. Теория аргументации и неориторика………………………………..30
1.2.3. Логические основы естественноязыковой аргументации………….33
1.3. Теория аргументации и когнитология……………………………………..37
2. Особенности аргументации в юриспруденции……………………….………..41
2.1. Аргументация в юридическом дискурсе: соотношение логики и риторики………………………………….…………………………………………………41
2.2. Социальные параметры аргументативной ситуации в юридическом дискурсе…………………………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……………………………48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…..……………………………………..…..52
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Внимание к проблемам аргументации в логике и неориторике на пороге второго тысячелетия и, как следствие, формирование теории аргументации обусловлены двумя факторами, а именно, социологизацией знаний и углубляющейся внутринаучной специализацией, результатом которой стало появление множества новых научных дисциплин (социология коммуникации, когнитология, конфликтология, эпистемология, праксиология).
Аргументирование представляет собой форму деятельности человека, в которой он реализует себя как языковая личность, и в которой оказываются задействованными его знания и представления, система ценностей и здравый смысл, коммуникативные навыки и логическая культура, его эпистемическое и эмоциональное состояния, социальные параметры аргументативной ситуации. Все это свидетельствует о сложной природе аргументации как процесса и объясняет интегральный характер теории аргументации.
Аргументация реализуется как аргументативный дискурс, определяющими особенностями которого становятся противоречие, выражающееся в когнитивном или аксиологическом конфликте, в столкновении мнений, и противопоставление как когнитивное моделирование сообщения, как техника убеждения.
Несмотря на довольно большое число работ по различным аспектам аргументации, популярности аргументации как объекта исследования [А.П. Алексеев 1991; Г.А. Брутян 1992; А.А. Ивин 2000; В.И. Курбатов 1995; Г.И. Рузавин 1997], не представляется возможным говорить о наличии целостной теории. Сама проблема аргументации продолжает оставаться одной из самых сложных в логике, и почти незатронутой в лингвистике [А.Н. Баранов 1990; Е.Н. Белова 1995; Т.В. Губаева 1995; Н.Н. Ивакина 1999; Е.В. Клюев 1999; Н.Ю. Фанян 2000]. Фактически, естественноязыковая аргументация сравнительно недавно стала предметом изучения [А.Н. Баранов 1990]. Сложность определения и построения теории аргументации заключается в комплексном характере последней. Поэтому дать определение аргументации, которое бы в равной мере устроило всех специалистов, вряд ли возможно. Едва ли можно согласиться, например, с определением аргументации, сделанным А. Бирсом: «Аргументация - это способ заставить другого сделать то, что не хочется делать самому» [см.: Баранов 1990. С.5]. Такая интерпретация касается только части процесса аргументации. Как речевое воздействие на ментальную сферу реципиента аргументация является объектом глобальной и междисциплинарной теории речевого воздействия. Область пересечения теории аргументации и теории речевого воздействия велика, но не поглощает первую контекстом, с учетом социальных факторов, моделей меняющегося поведения целиком, так как аргументация может осуществляться и невербальными способами, то есть неречевыми.
Предметом исследования является анализ построения аргументации как интегральной науки вообще, и в юридическом дискурсе, в частности; процесс принятия решения в условиях конфликта альтернативных фреймов (точек зрения).
Объектами исследования определены семантика юридического дискурса как лингвистическая манифестация предлагаемых коммуникантами фреймов для оценки событий и предписания решений проблемы и структура аргументативного дискурса как отражение коммуникативной тактики.
Материалом исследования послужили отечественные, переводные и зарубежные библиографические источники.
Целью работы является выявление взаимосвязей логического и языкового аспектов аргументации при её использовании в теории аргументации и юридическом дискурсе, определение зависимости построения аргументативного дискурса от коммуникативных намерений аргументатора.
В процессе достижения поставленной цели и предмета исследования решались следующие задачи:
1. характеристика теории аргументации как интегральной научной дисциплины;
2. анализ общего процесса аргументации;
3. рассмотрение видов и максим аргументации;
4. описание аргументативного дискурса в терминах теории речевых актов;
5. анализ аргументации в риторическом, логическом и когнитивном аспектах;
6. описание особенностей применения аргументации в юридическом дискурсе.
Методологической основой работы является индуктивно-дедуктивный метод с использованием комплексной методики лингвистического анализа, включающей приёмы описательного метода, метод логического моделирования, а также логико-семантический анализ; анализировалась содержательная сторона аргументативного дискурса и исследовалась связь между составляющими его смысловыми блоками при помощи метода суперлинеарного анализа.
Научная новизна работы заключается в выборе объекта исследования юридического дискурса, а также в использовании комплексного подхода и применения фреймовой методики при изучении аргументативного дискурса как языкового образования, характеризующегося фреймовой детерминированностью семантики и структуры.
Проведённый анализ аргументативного дискурса в рамках риторического, логического, прагмалингвистического и когнитивного подходов определяет теоретическую значимость работы.
Данное исследование имеет также практическое значение. Его материалы могут быть использованы для проведения занятий по риторике, юридической риторике, а также при обучении студентов практическому владению родным языком для ведения диспутов, дискуссий, полемик.
Структура. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1. Теория аргументации как интегральная дисциплина
1.1. Теория аргументации
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|