|
Экономические аспекты управления трудовой адаптацией на предприятии |
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................……………………………. …. .3
Глава 1. Трудовая адаптация как объект управления
в организации............................……………………………… …. .4
1.1. Содержание, структура, критерии трудовой адаптации...............……………………………………………… …7
1. 2. Факторы трудовой адаптации, расчеты
экономического эффекта ..................…………………… …… ….9
Глава 2. Управление трудовой адаптацией........... …………….17
2.1.Социально - экономические показатели.………..... ………. 17
2.2.Экономика управления....................………………………… 19
2.3.Компенсация затрат как механизм
управления адаптации ..................... ……………………………..23
2.4.Источники финансирования мероприятий по
трудовой адаптации......................……………………………… 26
Заключение.........................................…………………………….29
Список литературы................................... ………………………31
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организации, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже увеличились. В настоящее время говорят о социально ориентированной экономике, одним из направлений которой является развитие человека в процессе труда. Это означает превращение труда в сферу развития человека, постепенный переход к содержательному труду в комфортных условиях, изменение отношений в коллективе и т. д.
Человек стал самым дорогостоящим ресурсом. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любой организации.
Данное исследование направлено на изучение процесса трудовой адаптации, с тем чтобы выявить экономическую целесообразность, необходимые затраты и источники финансирования мероприятий по адаптации. Объектом исследования является организация. Предмет исследования экономические аспекты управления трудовой адаптацией на предприятии.
Глава I. Трудовая адаптация как объект управления в организации
Главная цель деятельности любого предприятия получение максимальной прибыли при минимальных издержках. Достигнет ли предприятие данной цели, это зависит от объема выпускаемой продукции, ее качества и цены. Показатель способности производителя производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами факторов производства называется эффективностью производства. Говорят, что одна компания эффективнее другой, если она может производить столько же продукции , сколько и другая компания, но с меньшими затратами факторов производства [11,341]. Эффективность (результативность) определяется рядом факторов, включающих способность
к труду, отношение к труду и усилия. Влияние указанных трех факторов на данную работу и результативность опосредуются системой целей, задач, операций, обучения и стандартов (ЦЗООС), а также общим управленческим процессом планирования, руководства, организации, контроля и адаптации (ПРОКА) [10;341]. Эффективность большинства работ в большинстве организаций измеряется и оценивается в той или иной форме в зависимости от организации и уровня внутри организации. Тем не менее, главные цели одинаковы: измерить, оценить и вознаградить результативность индивида. Бытует мнение, что, пожалуй, достаточным показателем эффективности, результативности какого-либо предприятия является прибыль. На первый взгляд да, если опираться на некоторый экономико-технократический подход, оставляющий вне поля зрения "человеческий фактор" и производителя, и потребителя. Это управленческая логика времен У.Тейлора и, увы, нашего отечественного движения к рынку. Современные исследователи организационных систем смотрят на проблему иначе, и следующие два примера - лучшие тому свидетельства.
По Д.С. Синку по Т.Питерсону и Р.Уотермену
Действенность Верность своему делу
Ориентация на действие
Лицом к потребителю
Связь с жизнью, ценностное
руководство
Экономичность Простота форм, скромный штат
управления
Качество
Производительность Производительность от человека
Качество трудовой жизни
Прибыльность
Нововведения Самостоятельность и
предприимчивость
Рис. 1.1. Критерии результативности; приводится по [5 ;315].
Можно начертить обобщающую схему эффективности, условно разделив при этом ее критерии на психологические и непсихологические (рис. 1.2).
Рис. 1.2 Критерии эффективности; приводится по [5, .315].
Качество трудовой жизни один из критериев эффективности. Под ним понимается реакция людей на условия труда и жизни в организационных системах. О качестве трудовой жизни мы судим по удовлетворенности людей условиями труда, чувству безопасности, уверенности и т. п., другими словами, по уровню адаптации человека в трудовом коллективе.
Таким образом, адаптация является одним из критериев эффективности предприятия и оказывает влияние на способность фирмы производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами человеческих, временных, информационных и др. ресурсов производства.
1.1. Содержание и структура, критерии трудовой адаптации
Адаптация означает включение личности в новую для нее предметно-вещевую и социальную среду. Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных трудовых отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними pаботник предъявляет и требования к организации к условиям труда, к оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде.
Организация предъявляет требования к образованию, квалификации, производительности, дисциплине, умению работать в коллективе, готовности положительно воспринимать имеющиеся условия производства. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, протекает процесс адаптации.
Принято выделять первичную и вторичную адаптацию [6, 29]. Первичная происходит при первоначальном вхождении молодого человека в настоящую трудовую деятельность. Вторичная происходит в двух случаях: при переходе работника на новое рабочее место, со сменой или без смены профессии,
1 2 3 4 ... последняя
|
|
|
|
НА САЙТЕ: |
|
, ,
|
|